400-миллиардная сделка века по поставке российского газа в Китай подписана.  
Полученная в контракте цена российского газа на границе с Китаем – 350 долларов  за 1000 куб м по оценкам аналитиков или чуть больше по словам представителей газовой монополии – судя по всему, не покроет простой себестоимости газа, доставленного по трубе на границу с Китаем. Газпром себестоимость определял в размере 360-400 долларов при  условии, что стоимость построенной трубы уложится в плановые размеры. Но какая  стройка века уложилась в определенные перед началом строительства рамки? 
 

Кому  нужна эта сделка, если Газпрому она невыгодна?  Она выгодна российскому государству?  Путин уже отказался от НДПИ, то есть упразднил то, что должно было получать в бюджет государство. Отменят, возможно  и экспортную пошлину. 
 

Может быть, российский платежный баланс немедленно получит весомую экспортную прибавку? Доход за проданный газ следует ожидать не ранее чем лет через пять. Даже в нынешних объемах экспорта 10 млрд.долларов в год составляет меньше 2% от стоимости всего экспорта. Возможны и бОльшие колебания цен на сырье. 


Может быть, Россия производит слишком много газа и его просто некуда деть?  Ещё до поставок в Китай России потребуется вложить десятки миллиардов долларов в разработку месторождений, а в нужном объеме – около 40 млрд.куб.м в год - его будут добывать  лет через 15. Миллер озвучивал цифры на освоение месторождения в Якутии примерно14-15 миллиардов долларов. Еще 25 миллиардов, то есть всего 40 миллиардов долларов — это строительство газопровода Сеул — Сибирь, который раньше назывался просто Якутия-Хабаровск-Владивосток.


Тогда к чему весь этот торг?  Газпромом управляют специалисты, не способные разработать  стратегию развития, которая бы приносила доход своим акционерам. Капитализация и дивиденды Газпрома многим меньше, чем у его конкурентов, которые уступают Газпрому и по объемам добычи и по запасам газа. При всём при этом, менеджеры компании  берут на вооружение экономически для страны бессмысленные проекты, на которых могут зарабатывать  лишь специально уполномоченные компании и их собственники – и на разработке месторождений, и на постройке трубы.  Газпром будет нести расходы, а кто-то будет получать прибыль. Известно же: если где-то убыло, значит где-то прибыло. Ничто не исчезает бесследно.

Китай или другая страна будет получать наш газ, не важно. Но  поставки должны быть выгодны сегодняшнему поколению жителей России. А если цена слишком низка для окупаемости проекта,  то будет ли толк нынешнему поколению  жителей? Как сказал Владимир Милов, подписали то, не знаю, что. Никакой информации об этом нет. Есть только победные реляции, что это контракт века и так далее. По ТВ прозвучало, что цена держится в секрете. С чего бы вдруг Газпрому держать цену в секрете? Как такое может быть? Есть мнение, что в практике международных контрактов не бывает таких контрактов, как фиксированная, на 30 лет цена. Если цена привязана к нефти, сегодня это 350$, что будет завтра — это большой вопрос.

Владимир Милов пишет: “Я в Твиттере коллегам дал ссылку, кто интересуется, свежие апрельские цены сжиженного природного газа в Японии, например, - это 570 долларов за тысячу кубометров, так, чтобы понимали в географическом рынке через море, сколько может стоить. Наши ребята ходят очень довольные из-за цены, которая 350, но они никому не говорят”. 

И что получит бюджет? Похоже, дырку от бублика он получит. А значит, столько же будут иметь от этого контракта и жители России.