Госдума рассмотрит сегодня в первом чтении законопроект депутата Андрея Лугового, разрешающий Министерству юстиции принудительно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов». Многие гражданские активисты полагают, что это начало второй волны преследования НКО, получающих зарубежное финансирование. Возобновлены внеплановые проверки органов прокуратуры. Некоторые НКО уже  под угрозой закрытия.

Данный законопроект рекомендован комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций к принятию в первом чтении.  Он предлагает расширить основания для внеплановых проверок  и  наделить Минюст России полномочиями принудительно включать НКО в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента», если она не сделала этого добровольно, но при этом получала зарубежное финансирование и занималась политической деятельностью.

До нынешних дней включение  НКО в список «иностранных агентов» происходило либо по желанию организации, либо по суду. В реестре с лета 2012 года, когда был принят закон «Об иностранных агентах», оказалась всего лишь одна НКО – «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Если законопроект  депутата Лугового пройдет, то в судах  некоммерческим организациям придется бороться уже за исключение себя из списка «иностранных агентов».  Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) эти предложения  не безосновательно раскритиковал, заявив, что они противоречат Конституции РФ. Сейчас оснований для внеплановых проверок уже достаточно. Принудительный порядок включения в реестр «не обеспечит эффективную защиту прав и законных интересов общественных объединений», поскольку в 2012–2014 годах суды не раз признавали незаконными и необоснованными решения органов прокуратуры и юстиции. Члены СПЧ предложили отменить не работающий на практике добровольный порядок вхождения в реестр.   


8 апреля Конституционный суд РФ признал закон «Об иностранных агентах» не противоречащим Конституции,  пояснив однако, что законодатели обязаны исходить из презумпции законности и добросовестности деятельности НКО, а все спорные вопросы в определении характера этой деятельности должны трактоваться в пользу организации. Конституционный суд  уточнил, что работа в областях науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной поддержки и защиты граждан, защиты животного и растительного мира, а также благотворительности не относится к политической, хотя и может преследовать цели воздействия на госорганы. Тем не менее, суды продолжают признавать любую деятельность НКО политической. Так, к примеру, 14 мая суд города Новочеркасска обязал союз «Женщины Дона» включить себя в реестр. Органы прокуратуры сочли политической деятельностью проведение «круглых столов» по вопросам реформы полиции  и публикацию статей в информационном бюллетене НКО, где критиковалась реформа полиции.  Предписание за создание и распространение отчета «Цыгане, мигранты, активисты – жертвы полицейского произвола» недавно  получил и Антидискриминационный центр «Мемориал» из Санкт-Петербурга.  Добровольного вхождения в реестр требуют и от правозащитной ассоциации «Агора»  за то, что ее члены подготовили и направили жалобу на закон об «иностранных агентах» в КС РФ.  
 

Теперь проверят те организации, которые уже получали предписания, после чего  могут появиться новые «жертвы» закона. Минюст получит право заносить организации в реестр, а административная ответственность отменена не будет. Это означает двойное наказание для НКО.  Минюст получит право приостанавливать деятельность НКО на срок до шести месяцев.

Новый законопроект  Лугового  лишний раз доказывает, что поправки об НКО-«иностранных агентах» так и не заработали.

Защита граждан, в том числе юридическая, исключена законом и КС РФ из политической деятельности, но госорганы это не останавливает.