С1 января 2015 года предприниматели, работающие по упрощенной и вмененной системе налогов, будут платить налог на имущество, от которого прежде были освобождены. Как это отразится на "самочувствии" бизнеса, выяснял корреспондент "РГ".

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вводят дополнительную обязанность для организаций, плательщиков УСН и ЕНВД, по перечислению налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Это нововведение коснется малых предприятий (МП) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Ставка налогообложения в 2014 году составит 1 процент от кадастровой стоимости недвижимости, в 2015-м - 1,5 процента, а с 2016 года - 2 процента. Устанавливать новые ставки должны регионы.

Ставка под вопросом

- Налог на имущество лишит индивидуальных предпринимателей и малый бизнес прибыли и сведет на нет все выгоды "упрощенки". Главное, им вновь придется заводить бухгалтера, поскольку самостоятельно высчитать все налоги не получится, - уверен калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. - Один процент налога "съест" прибыль и заставит бизнес-карликов задуматься о самоликвидации или уходе с легального рынка, как это было в прошлом году после двукратного повышения страховых выплат.

Проиграют арендодатели

- Все зависит от того, использует ли тот или иной бизнесмен собственное дорогостоящее имущество в процессе предпринимательской деятельности. У одних этой проблемы вообще нет, - пояснила корреспонденту "РГ" эксперт в области права из Санкт-Петербурга Марина Емельянцева, - поскольку все имущество не слишком дорого обходится, арендовано либо вообще не очень нужно. К таким относятся консалтинговые фирмы или интернет-компании. А вот сдающим в аренду, например, транспорт или помещение налог может существенно увеличить себестоимость оказываемой услуги и, как следствие, привести к потере клиентов и недополучению прибыли.

Вполне вероятно, что именно такие налогоплательщики, по мнению эксперта, могут задуматься об уходе "в тень" и потянут за собой довольно большой финансовый поток. Только в 2012 году инвестиции малых предприятий в основной капитал (с чего в значительной степени и платится налог на имущество) составили более 21,5 миллиарда рублей, почти 6 процентов от общероссийского объема.

Северо-Западный федеральный округ в 2013 году по количеству малых предприятий (32,5 тысячи) занимал третье место в стране после Центрального (75,2 тысячи) и Приволжского (46,7 тысячи) округов. Реально оценить масштабы потерь МП и объемы дополнительных бюджетных доходов, по словам Марины Емельянцевой, сегодня сложно.

У крупных компаний стоимость принадлежащего им имущества можно определить по балансу, субъекты малого бизнеса были обязаны предоставлять отчетность только с 2013 года, и еще не накопилось достаточной статистики. Поэтому, насколько возрастет налоговая нагрузка в среднем на одно МП, сказать трудно: нет достаточных данных для анализа, и слишком отличаются условия у разных предпринимателей из разных отраслей, подчеркнула эксперт.

Дифференцированный подход

Сами предприниматели, особенно из провинций, видят в поправках в Налоговый кодекс одни минусы, которые могут свести на нет их коммерческую инициативу. "Меня беспокоит, что налог на имущество не зависит от доходности бизнеса - его надо будет платить в любом случае, если даже сработаешь с убытком", - признался корреспонденту "РГ" хозяин маленького магазинчика в Калининграде. "Весь малый бизнес, который выкупил по льготе ранее арендованное имущество, теперь заплатит за него сполна - по кадастровой стоимости, которая часто выше рыночной. Знать бы порядок цифр", - поддержала коллегу владелица ателье.

- Методика оценки кадастровой стоимости объекта весьма непрозрачна, цена действительно иногда превышает рыночную, - говорит вице-президент Национального института системных исследований предпринимательства Владимир Буев.

Непонятным остается, как рассчитать ставку налога на имущество для предпринимателя, который ведет разные виды экономической деятельности. По мнению аналитика, это очень сложная и объемная работа, и маловероятно, что она будет проведена. Кадастровые базы и государственный реестр прав на объекты в регионах находятся в очень разном состоянии. Но там, где есть база, законодатели применяют дифференцированный подход и принимают смягчающие участь мелких предпринимателей решения. В частности, в Москве и Московской области "кадастровый оброк" будет взиматься с недвижимости организаций площадью свыше пяти тысяч квадратных метров, в Кемеровской области - свыше тысячи, в Амурской - свыше 500 квадратных метров. На лояльность своих законодателей возлагают надежды и предприниматели Северо-Запада.

Комментарий

Марина Емельянцева, специалист независимого экспертного центра "Общественная Дума" (Санкт-Петербург):

- В СЗФО примерно 10 процентов от общего оборота малых предприятий составляют доходы от деятельности, связанной с недвижимостью, - арендой и предоставлением услуг в этой сфере. Причем почти две трети от оборота малого бизнеса в округе получено предпринимателями Санкт-Петербурга. Поэтому главным "пострадавшим" от налоговых новшеств окажется питерский бизнесмен, занятый такого рода деятельностью. И если он будет вынужден поднять цены на свои услуги, это неизбежно коснется еще как минимум 10-15 процентов малых предприятий, работающих в арендованных помещениях. Нет оснований не доверять "Опоре России" относительно последствий внесенных в Налоговый кодекс поправок: ее предварительные оценки масштабов "удара" по малому бизнесу в связи с повышением вдвое тарифов по страховым взносам оказались, к сожалению, недалеки от реальности.

Выиграет ли экономика регионов? Налог на имущество организаций целиком идет в местную казну. Консолидированный бюджет СЗФО по этому налогу получает ежегодно порядка 60 миллиардов рублей. С введением "кадастрового" налога сумма поступлений, скорее всего, вырастет примерно на 10-15 процентов. Но вместе с этим будут расти и цены на товары и услуги малых предприятий, поэтому некоторую часть поступлений "съест" инфляция.