Сразу 2 статьи и обе в похожем ключе, ПЗРО (пункт захоронения радиоактивных отходов) под Водным жизненно необходим, «радиофобы» сеют панику и мешают решить проблемы Водного.
Первая статья, в уважаемой мною «Новой Газете», видно, что автор особо не вникал в суть проблемы, информацию по ходу получил с чьих то слов и на этом развил тему.
Вот цитаты:
- «РАОПРОЕКТ» – разработал проект современного ПЗРО, предназначенного не только для спасения Водного, но с запасом, для обращения с РАО (радиоактивные отходы) всей Республике Коми». РАО в Республике Коми, кроме п.Водного и окрестностей нет, признавая что ПЗРО строится с запасом умалчивает, что этот запас в 12 раз превышает объем РАО Водного, для чего запас? Правильно, для РАО с других регионов. Про спасение Водного, слишком громко сказано, проект ПЗРО предусматривает вывоз зараженного грунта с территории заводов №1 и №7 о самом поселке ни слова, т.е как фонили полы в школе так и будут фонить, как были очаги повышенной радиации в поселке, так они и останутся.
- «До ближайшего населенного пункта, поселка Ярега, более 5 км. Все экспертизы показывают, что с геологических, геохимических и гидрогеологических позиций никаких утечек радиации из такого хранилища не может быть». Вообще-то до ближайшего населенного пункта, п. Водный, всего 3 км. Про утечки радиации ни кто не может дать 100% гарантии, рядом с проектируемым ПЗРО протекают ручьи, в нескольких десятках метрах, ПЗРО расположен на месторождении нефти, которое как ни крути будут разрабатывать и как после этого поведут себя грунты? И по закону строительство подобных сооружений на месторождениях запрещено, так же как и возле рек.
- «Спроектированное же хранилище – это последнее слово в науке и технологии обращения с РАО…Это будет новое предприятие со специалистами высочайшей квалификации». Предприятие будет представлять из себя котлован с глиняной изоляцией и засыпанным туда РАО, сверху которого будет урывочный слой грунта. По периметру забор. Из персонала несколько охранников.
- «А есть политический пиар, необходимость поднятия узнаваемости и популярности через громкие популистские заявления». Кто это у нас пытается поднять популярность?
- «Хуже всего, что «ухтинская радиофобия» грозит распространиться по всей территории страны. Только в этом году в России должно пройти около 20 общественных слушаний по поводу строительства и лицензирования объектов». Вот чего больше всего боятся «радиолюбы», что народ начнет противится стройкам радиоактивных свалок у них под боком.
Вторая статья, в местной «Трибуне»:
- «Никакие ядерные отходы в Ухту завозиться не будут. Это и не планировалось. Речь идет только об обеспечении радиационной безопасности», — заявил руководитель Коми Вячеслав Гайзер», т.е. даже когда завезут радиоактивные отходы Гайзер останется человеком слова, потому что ядерные и радиоактивные это разные вещи, а планируют ПЗРО как раз под радиоактивные.
- «И естественно, эта история сразу начала использоваться для роста публичной активности нескольких общественных лидеров в республиканских и местных СМИ». Опять про рост популярности, кто, давайте уж фамилии? Я пока только Гайзера по этой теме в основном слышу.
- «Никто не требовал скорейшей реализации проекта и защиты здоровья жителей Водного, речь шла исключительно о радиационных страшилках и угрозах будущего ПЗРО». Властям было наплевать на Водный 60 лет, а теперь оказывается во всем виноваты общественники, которые всё тормозят, хотя проблема строительства появилась только год назад. И заметьте ни кто вед не говорит о том что проблему решать не надо, всё упирается в ПЗРО, в его месторасположение и объем.
Начинается этап информационной обработки населения через СМИ. Росатом - богатая организация с бюджетом в 4 раза большим, чем бюджет всей Республики Коми. Дольше будет больше. Потом подтянут экспертов атомщиков, экологов, медиков. Потом может, даже что-то пообещают, а потом мы сами начнем собирать подписи за строительство.
Поэтому, пока не поздно, жители Ухты, скажите свое слово, чтобы потом не было стыдно перед своими детьми. Давайте соберем необходимые 6000 голосов на сайте РОИ, заставим наши власти взять ответственность на себя и принять, наконец, какое-то решение. Подробнее о голосовании.