Прошло два года, как Путин, на основе своих обещаний в предвыборной программе, издал майские указы, определил поручения для различных государственных структур. Новый, старый президент попытался, таким легким способом вытянуть провалившееся в глубокую яму здравоохранение, образование, науку, обеспечение граждан доступным жильем, повышение качества услуг ЖКХ. Получилось 218 поручений. К сожалению, за два года его президентской службы был выполнен всего 121 грозный указ. Не получилось с кавалерийским наскоком. В начале перестройки страну раздали наделами нужным людям, они привыкла к вольнице и бесконтрольности. Эти чины, когда их пытаются призвать сейчас к порядку, упорно сопротивляются, выдумывают для своей защиты какие-то хитрости.
Чтобы исправить хоть что-то в этой разрухе, нужно менять саму государственную систему, заставить подчиняться чиновников не своим покровителям из высших эшелонов власти, а народу. Простые люди, труженики, во многом не согласны с тем, что происходит в стране, в отдельно взятом районе, предприятие. Возмущаются, говорят, пишут, но их никто не слушает, жалобы не читают.
С некоторыми президентскими поручениями, которые поспешили записать в разряд успешно выполненных, получилась тоже большая неувязка. Радужная картина оказалось только на бумаге, ложная информация, как дым от горящих торфяников, окутывает нас. Вот, например, бьют сейчас победные барабаны в отношении медицины, на проверку все оказывается далеко не так. Даже в нашей московской поликлинике, куда я приписан, на двадцать с лишним участков приходится всего четыре терапевта. Получается длинная очередь на прием к этому врачу, на который нужно записаться почти за две недели. Придешь на прием, а там уже врач определит дату, куда и когда ты пойдешь дальше, к какому специалисту. Жди опять около двух недель. Длинные очереди в коридорах поликлиники, стульев для этой очереди не хватает, многие больные часами ждут, переминаясь с ноги на ногу, ходят туда - сюда по коридору. Это ведь Москва, что же творится тогда на периферии, в наших медвежьих углах?
Везде публикуются цифры о повышение зарплат медикам. Цифры радостные, от 40 до 50 тысяч рублей. Была раньше присказка, средняя температура по больнице, теперь появилась новая её версия, средняя зарплата по больнице. Как говорят об этом парадоксе люди: «Начальник ест мясо, я капусту, в среднем мы едим голубцы».
Кажется, и деньги кинули в этот котел, а они куда-то исчезли, провалились. Все отдали в руки царькам от медицины, главным врачам, они и пустили эти прибавки по своему назначению.
На станцию скорой медицинской помощи города Усолье-Сибирское назначили главным врачом Андрея Сорокопуда, который раньше был директором медицинского училища. Он привел с собой на откорм новую команду управленцев. Вместо одного бухгалтера, стало сразу четыре. Зато стало уменьшаться количество медработников, вместо положенных 8 санитарок на смене, количество сократилось до трех. Не стало хватать их, чтобы ездить с бригадами. Приходится браться за такую работу водителям. Доплат за это никто не получает. После различных оптимизаций, медики здесь стали получать гораздо меньше, чем раньше. Кто недоволен таким положением дел, тому предлагали увольняться. Обратились работники с жалобой в муниципалитет, оттуда ответили, что все правильно, все делается по закону. Очередное обращение, под которым подписалось 88 человек, было направлено в министерство здравоохранение и инспекцию по труду Иркутской области. В это же время главный врач станции Сорокопуд отправил навстречу жалобе работников, в тот же областной адрес, восторженную информацию. Оказывается, благодаря его стараниям, зарплата работников городской станции скорой помощи намного выросла. Не поймет начальник, почему люди гневаются? По его словам, врачи стали получать в этом заведение 40 тысяч рублей, фельдшеры 26 тысячи, водители 18 тысяч. На самом деле, как говорят работники, фельдшер, работая за себя и за того парня получает всего 19 тысяч рублей, заработок врача ограничен 22 тысячами, у водителя и санитарок зарплата от 7 до 12 тысяч рублей. Многие стали увольняться, решили, лучше уже идти в дворники. Ответственности меньше, а заработная плата, почти одинаковая. Появилось беспокойство, что город вскоре при таком начальнике вообще останется без скорой помощи.
Подобные оптимистичные рапорты, как написал главный врач Сорокопуд, идут от различных начальников, от чиновников по всей России. На основе их составляется общая лукавая картина. Все хорошо, лучше, чем вчера. Простые люди пытаются опровергнуть эти фальшивки, стучатся во все кабинеты, а им двери не открывают. Наверное, за ложную информацию, с помощью которой чиновники пытаются скрыть различные недостатки в нашей жизни пора вводить уголовную статью.
Представляю, что было бы, если бы медработники Усолья-Сибирского написали подобную жалобу во времена советской власти. Произошла бы жесткая разборка. Многие бы лишились своих кресел и чинов. Очень помогала в защите работника, просто человека, тогда пресса. Я часто сам ездил разбираться по таким письмам от центральных газет, не напрасно тогда была целая армия рабкоров. Эти добровольцы, были информационным фоном каждой газеты. Они выявляли недостатки на местах, и как ни странно, начальники боялись рабкоров трогать. Правдохи были под защитой государства. Сейчас же, попробуй, покритикуй местную власть, просто директора, где тебя после этого искать? Устранили всякий контроль над местной властью. Верхняя каста, чиновники, продвигают на ответственные места своих, даже порой некомпетентных людей. Раньше чужаки к руководству организациями, предприятиями приходили редко. Растили, поднимали своих, из родного коллектива.
Сейчас возле властных структур, на всех уровнях, созданы приюты для близких, и нужных чиновникам людям. Провалил дело в одном месте, его, почти на руках, переносят в другое. Так добрые дяди и тети из регионального министерства Иркутской области, после позорного завершения деятельности в одной из больниц области Марины Макарочкиной, не дали ей пропасть, перевели главным врачом в Центральную районную больницу Иркутского района. И превратилась больница в откормочный пункт для родственников и знакомых нового назначенца. Согласно закону, фельдшерам и врачам, остающимся в сельской местности, выдается федеральная субсидия в размере миллиона рублей. Макарочкина наградила, конечно, не без помощи местных чиновников, этими деньгами своих родственников и знакомых, которые, по словам очевидцев, только числились на соответствующих должностях. На работу приходили в день зарплаты. Следственный комитет сейчас разбирается с этим мошенничеством.
В результате работы Макарочкиной появилось выстраданное письмо от медработников этой районной больницы, его разослали во все властные кабинеты региона и страны. Люди написали, как Макарочкина распоряжается деньгами, которые выделяют больнице. Себе установила оклад в 141 тысяч в месяц, а врачам со стажем 20 лет и больше всего 15 000-17 000 рублей.
Главный врач пригрела около себя друзей и родственников. Муж главврача за 14 дней ноября (прием по часу совмещения в день) получил 73 тысячи рублей. Отдел кадров – родственница, 65 тысяч рублей, главный экономист (подруга) – зарплата 97 тысяч рублей, муж главного экономиста (экономист отдела) – 73 тысячи рублей, главный бухгалтер – 90 тысяч рублей, юрист – 70 тысяч рублей, заместитель по личной работе – 95 тысяч рублей, зам. орг. мед работе -98 тысяч рублей, зав. по поликлинике - 98 тысяч рублей. Вся эта приближенная к Макарочкиной свита получила за 2013 год поощрения около 2 миллионов рублей, а рядовые врачи от 5 до 7 тысяч рублей.
В конце концов, Макарочкину уволили со скандалом. Нужно бы разобраться и с теми, кто её выдвигал на эту должность. Но кто этим будет заниматься? За полгода, пока она руководила больницей, уволилось 30 врачей, мед. сестер, санитарок.
На новогодней пресс конференции губернатор Иркутской области Ерощенко сказал, что недопустимо, что главный врач получает в месяц 200 рублей, а врач не дотягивает до 20 тысяч. Пообещал, что таких руководителей будем заслушивать и наказывать.
А вот мэр Южноуральска обязал главного врача городской больницы Валентину Щербу предоставлять в администрацию города ежемесячные отчеты об её личной зарплате и зарплате подчиненных. Вот, таким ручным способом, пытаются обуздать жадных главных врачей.
В Калининградской области официально сообщили, что средняя зарплата медработников в среднем поднялась до 43 с лишним тысяч рублей. В ответ на эту новость 188 медработников Калининградской детской больницы написали письмо во властные кабинеты, попросили разобраться со сложившейся у них ситуацией. «Мы вынуждены содержать свои семьи на зарплату врача, по высшей категории ставка составляет 13 тысяч рублей, у медсестры- 8 тысяч рублей».
Врачи этой больницы удивлены расширением в последнее время административно- хозяйственного штата больницы. Просят разобраться с уровнем зарплат этих нахлебников. Если эти деньги смешать с окладами рядовых работников, говорится в письме, может быть, и получится тогда цифра, которую рекламирует власть.
Главный врач царь и бог, ему помогают заместители, и три - четыре экономиста. В Челябинской области, у главного врача ЦРБ Верхний Уфалей было семь заместителей. Только после акции протеста рядовых медиков нагрянула проверка, пришлось сократить количество замов.
Заведующий отделением анестезиологии и реанимации Бийской больницы незаконно получал доплату в полтора оклада, хотя нагрузка распределялась на всех врачей. Врачи отделения обратились в администрацию с просьбой разобраться со сложившейся ситуацией. Недовольным, в виде откупного, предложили за нераспространения этой информации, небольшую доплату к окладу. Врачи от такого подарка отказались.
Можно долго перечислять подобные конфликты в больницах, поликлиниках. Идут итальянские забастовки, голодовки. Последняя из них голодовка медиков в Североморске, Мурманской области. Врачи узкой специализации получают здесь 25 тысяч рублей, и это в Заполярье. Медсестра на полторы ставки 17 тысяч рублей. Сначала был пикет, на одном из плакатов здесь было написано: «Не обманывайте народ средней зарплатой медика». Голодовку начали 4 человека. Она все-таки окончилась не полной, но победой, прибавки к зарплате обещаны.
Одна из тех, кто участвовал в акции протеста, врач офтальмолог Оксана Громова после сказала: «Меня учили помогать больным людям, а не бороться с чиновниками. В первом я преуспела, со вторым оказалось сложнее. Я поняла главное, изменить в корне подход к оплате труда, изменить систему возможно только при условии солидарности между работниками, а мы до такой солидарности ещё не дошли».
Одним из требований протестующих в Североморске было повышение окладов. Против этого категорически выступил главный врач больницы Валерий Карпеко. Он сказал, что повышение окладов может ущемить права работников больницы, приведет к снижению стимулирующих выплат. Именно стимулирующие надбавки главный инструмент сейчас в руках руководителей от здравоохранения. Что такое оклад врача в 13 тысяч рублей, чтобы выжить, человек вынужден ждать различных подачек, доплат. Все зависит от начальства. Трудно в такой ситуации сохранить свое лицо и не продать за лишнюю сотню рублей свою честь, и достоинство. Врач оказался на коротком поводке, перестал быть свободным человеком. Нет опоры, объединяющего центра. Традиционные профсоюзы молчат, новые, свободные только нарождаются. Хорошо, что сейчас появился свободный профсоюз медиков «Действие», он и настраивает работников на борьбу за свои права.
Главным врачам дали возможность распоряжаться не принадлежащим им имуществом и деньгами. Вот они и распоряжаются. Себя и приближенным по максимуму, послушным тоже побольше, остальным по минимуму. Судьбу очень важной для народа профессии, от которой зависит сама жизнь, отдали в руки людям, которые с клятвой Гиппократа не имеют ничего общего. Обыкновенным, жадным коммерсантам. Таких людей и подбирает для этой отрасли власть, чиновники.
Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»