Идеи нудизма не просто вошли в моду, они стали показателем культурного уровня человека. Не разделять, а тем более осуждать эти идеи считалось признаком отсталости. Нудизм практиковала вся высшая аристократия, научная и деловая интеллигенция, деятели культуры и искусства.
Естественно, Россия, как крупнейшая европейская держава, не осталась в стороне. В Санкт-Петербурге, а затем и в других крупных городах, образовались общества нудистов. В «отсталых» и «бескультурных» странах – таких, как США, Канада, Австралия – первые нудистские общества появились лишь 30 лет спустя.
Первыми членами Санкт-Петербургского общества были представители высшей аристократии, элиты и богемы столицы. Почетным членом был царь Николай II, его жена и дети тоже принимали активное участие. Летом регулярно устраивались «нудистские воскресенья» с выездами к местам купания. Кроме того раз в 2-3 недели устраивались выезды в «нудистские лагеря». Происходило это так.
На телегах, груженых сухим сеном, общество отправлялось подальше от города, в безлюдные леса и поля. Там все раздевались, сдавали одежду в обоз, а с собой брали только инструменты, посуду и запас продуктов. Женщины принимались за разведение костров и приготовление пищи. Мужчины рубили деревья и строили большой навес для ночлега с крышей из соломы. Землю выстилали слоем сухого сена, чтобы было не жестко спать. По вечерам засиживались за полночь вокруг костра с беседами и песнопением. В полнолуния устраивали танцы вокруг костра под бой самодельных барабанов в духе первобытной экзотики.
В те годы в большой моде (как сейчас любительское видео) была только-только появившаяся фотография. Николай II очень ею увлекался, оставил после себя огромный фотоархив. Были среди нудистов и другие фотографы.
В 1992 году, когда шло повальное рассекречивание «красных» архивов, по телевидению в рамках программы «Взгляд» показали документальный фильм, полностью состоящий из этих фотографий – царь и министры в костюмах Адама рубят деревья, голая царица с фрейлинами варит кашу у костра, и прочее.
Однако этот фильм больше никогда не транслировался, и все его копии были изъяты из архивов. Ситуация прояснилась, когда через некоторое время, после перезахоронения останков расстрелянной царской семьи, Николая II причислили к лику святых.
Итак, после революции в руки большевиков попал целый архив фото голого царя всея Руси. Возникает логичный вопрос: почему же они не воспользовались таким козырем, не опубликовали? Ведь «Николашку» какой только грязью не поливали, чтобы оправдать его расстрел. И Распутина выставили любовником царицы (царь-рогоносец), и тихий алкоголик он был, и вообще полный даун. А тут документальное подтверждение, что царь – нудист, «мудями тряс», это ж какой бальзам на душу дремучего обывателя!
Что же их удержало?
Ответ простой – большинство революционеров вообще и большевиков в частности тоже практиковало нудизм.
Они ведь тоже были высокообразованными носителями передовых идей, бунтарями против закостенелости «старого мира». Керенский, к примеру еще до отречения царя состоял в обществе СПб-нудистов, да и многие из временного правительства.
Что касается первого «самого образованного в мире» большевистского правительства, то практически все они были нудистами в душе от рождения.
Ленин начал практиковать нудизм еще в Цюрихе, в среде тамошних умиротворенных интеллектуалов. Когда из России приезжал в гости какой-нибудь социал-демократ, его обязательно возили к нудистским озерам глотнуть духовной и телесной свободы.
Вернувшись в Россию, Ленин тут же поделился с соратниками европейским опытом и организовал на даче у Бонч-Бруевича общество нудистов. Устав и программа общества, написанные Лениным собственноручно, сохранились в архивах. У Бонч-Бруевича по выходным обнажался цвет диктатуры пролетариата, включая Троцкого, Луначарского, Каменева и многих других. В женской секции лидировала, конечно же, Шурочка Коллонтай – предельно обезбашенная «нечаевка», в последствии создательница сексуальной теории «Стакана воды». Она и Дыбенко в общество привела.
В те времена большевики и не скрывали своей лояльности к нудизму, наоборот, они ей гордились, а приверженность царя к чему-либо передовому им было выгоднее замалчивать. Тем более, они понимали, что если перед собственным народом поставят нудизм в вину Николаю II, то окажутся посмешищем для всей Европы, перед которой им хотелось выглядеть наоборот весьма прогрессивными и высококультурными.
После захвата власти большевиками никто из них, даже Ленин, толком не знал, что делать дальше. Знали, что надо строить коммунизм – а как его строить?
Очень просто – надо создавать коммуны, пока все население России не станет членами коммун, а потом все это объединить в один большой коммунизм.
В этих коммунах, больших «шведских семьях», селившихся в реквизированных у буржуазии особняках, процветал не только нудизм, но и множество других извращений на идеологической почве.
Вернее, нудизмом это уже назвать нельзя. Именно с этого времени термин «Нудизм» был скомпрометирован и получил в сознании большинства россиян крайне негативный оттенок. Если раньше нудизм воспринимался как благородный порыв к полному сближению с природой, как попытка отбросить ханжеские пережитки «инквизиторской» морали и психологическую зависимость от одежды, и даже как оздоровительная система, то теперь он стал пропагандистским инструментом, доведенным до полного маразма. Девизом красных нудистов стало – Долой одежду, как буржуазный предрассудок, навсегда и со всего человечества!
Вот что пишет Сергей Глезеров:
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На женщинах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году для пропаганды некоторые члены эксцентричного общества «Долой стыд!» были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
После некоторого раздумья Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми по Москве. При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому рекомендовалось не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...
Постепенно в правительстве сформировалось мнение, что с этим «нудистским» беспределом пора заканчивать. Сталин, усвоивший выгоду внешнего благопристойного аскетизма еще в духовной семинарии, быстро навел порядок. Обнажение на людях отнесли к статьям УК «хулиганство» и «нарушение общественного порядка». К 30-му году с нудизмом в СССР было покончено, он стал считаться преступлением.
В Европе тем временем стадия бума закончилась, распространение нудизма неспешно пошло своим чередом. Были, конечно, и там отклонения, перегибы, но постепенно время их сгладило. Нудизм стал обычным делом, нормой жизни, никого уже не шокировал и даже не удивлял. Особенно широко он распространился в странах северной Европы – в Германии, Австрии, Швейцарии и по всей Скандинавии.
Гитлер очень поддерживал нудизм, включил его в программу государственной политики. Немецкие «пионеры и комсомольцы», члены «Гитлер югенд» укрепляли свой спартанский дух в летних лагерях, где и мальчики, и девочки проводили весь сезон вообще без одежды, спали в палатках на травяных циновках.
В Эстонии, Литве и Латвии к 1945 году уже не было отдельных «нудистов» и «ненудистов». Большинство там с детства привыкло отдыхать на пляжах только голышом. Не удивительно, что после присоединения этих стран к СССР, нудизм там так и не удалось искоренить полностью.
В России возрождение нудистского движения началось лишь в середине 90-х годов. Все опять пришлось начинать с нуля, как и 100 лет назад. От термина «Нудизм» пришлось отказаться, он был слишком скомпрометирован. Перешли к термину «Натуризм», который к сексуальной ориентации и к «натуралам» не имеет никакого отношения, а происходит от латинского «Натурэ» – Природа.
Однако, главная идея натуризма, что человек может оставаться нормальным цивилизованным человеком независимо от того, есть на нем одежда или нет, пока еще не нашла в среде большинства россиян реального подтверждения. Натуризм все еще принято считать экзотическим сексуальным отклонением. По части представлений, как нужно вести себя обнаженным и в присутствии обнаженных людей, мы действительно пока еще находимся в темном средневековье. Но так или иначе, в конечном итоге здравый смысл и человеческое достоинство должны найти компромисс с нашей внутренней древней природой, которой мы сами в себе до сих пор так боимся и так стыдимся.
История нудизма/натуризма и одежды
Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг.
Европейских путешественников ХVII-ХIХ веков, начиная с Олеария, удивляли и шокировали русские смешанные бани и совместные купания голых мужчин и женщин в Неве, казавшиеся им верхом непристойности и разврата.
На самом деле это был просто старый крестьянский натурализм.
В средневековой Европе смешанные бани тоже были, особенно после крестовых походов, в ХIII -ХVI веках, но католическая церковь осуждала их, отождествляя с борделями.
В ХVI в. многие европейские публичные бани были закрыты и стали возрождаться только в ХVIII в., но уже как лечебные центры и, разумеется, раздельные.
В России домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.
Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой.
И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
А в 1760 г. это распоряжение было подтверждено и распространено на всю страну, но плохо соблюдалось.
Впрочем, ничего особенно сексуального большей частью не происходило.
Массон рассказывает, как при купании в реке какая-то старуха, ухватив не умеющего плавать молодого мужчину за соответствующее место, заставила его, на потеху остальным купальщикам, нахлебаться воды.
Но подобная вольная возня была скорее исключением, чем правилом, а в семейных банях этим вовсе не занимались. Казанова рассказывает, что мылся в бане вместе с тридцатью или сорока голыми мужчинами и женщинами, "кои ни на кого не смотрели и считали, что никто на них не смотрит."
Это отсутствие стыда он объясняет "наивной невинностью". Прославленный соблазнитель был удивлен тем, что никто даже не взглянул на купленную им за 100 рублей 13-летнюю красавицу, которую он назвал Заирой.
«Православные словены и русины дикия люди и житие их дико и безбожно. Мужи и девки нагие вместе запираются в жарко натопленной избе и истязают телеса свои, сеча друг друга ветвями древесными нещадно до изнеможения, опосля выбегают нагие и прыгают в прорубь ледяную али сугроб. И охладившись вновь бегут в избу истязать себя прутьями».
Для них это действительно было нечто дикое и непонятное.
Находясь в Австрии, эмигрант Владимир Ульянов побывал на нудистском пляже, и это посещение произвело на него самое благоприятное впечатление. Он решительно высказался в пользу «здорового образа жизни», который проповедовали нудисты. Разделяла эти идеи и супруга Ленина — Надежда Константиновна Крупская. К числу сторонников нудизма принадлежали и другие видные большевики — например, Анатолий Луначарский, Николай Бухарин, Александр Богданов...
Летом 1926 года Кемерово посетил известный деятель международного рабочего движения англичанин Том Баркер. Больше всего его поразило то, что местные жители совершенно не стыдятся своей наготы, что они - «закоренелые нудисты».
Вот строки из его заметки, опубликованной в английском журнале «Нью Мэйсиз» в ноябре 1926 года:
« По воскресеньям здесь все как на нью-йоркском пляже. Люди плещутся в воде. Тут и мамы и папы с детишками, шахтеры и чиновники - и, поверите ли, только некоторые имеют купальники.
Большинство купающихся - голые!
Однажды в воскресенье я лежу в тени под кустом, ем сваренные вкрутую яйца и размышляю о том, что подумал бы Господь Бог обо всем этом.
Солнце село, и мои мысли обратились к более серьезным вещам. Столько людей - и все голые!
А что если сюда прислать американскую полицию нравов? Как бы радовались американские пуритане возможности заклеймить грешников.
Вот город, скажу я вам, где 90% населения можно было бы посадить за решетку. Очень хорошо, что американские ищейки непристойностей далеко отсюда.
Наступила ночь. Я переварил яйца и пролил слезу за Америку. Потом разделся догола и окунулся в бесстыдную Томь. Боже мой, ни одного американца поблизости! А я - голый, и все остальные - голые, как наши прародители Адам и Ева.»
Кстати, в момент соприкосновения с русскими, чукотские женщины, вопреки стойкому заблуждению, совсем не кутались в меха, а ходили, если только позволяла погода, совершенно обнаженные, не прикрывая срам (как тогда выражались) даже набедреной повязкой или каким-то другим «фиговым листком». В полной телесной откровенности чукотские женшины могли даже посоперничать с любыми представительницами прекрасного пола с островов Океании или из джунглей Амазонии с той только разницей, что северные красавицы свои прелести, конечно же, демонстрировали не на морозе голышом, а исключительно внутри собственного жилиша-яранги, где они вообще никогда не облачались в одежды. Впрочем, как только появлялось полярное солнце, чукотская женщина предпочитала представать перед его скупыми лучами в первозданной красе.
В.Н. Дёмин. Тайны Евразии. В то последнее дачное лето я уже работал и был в первом, удлиненном за свой счет отпуске. Странная бригада появилась в парке в тот год: мужичок с паяльной лампой, по виду типичный завхоз, и двое-трое рабочих; может быть, были среди них и женщины. Они носили с собой много-много фиговых листочков и припаивали их всем бронзовым статуям на пути следования – как мужчинам, так и женщинам! Не были обделены и мраморные – им полагались светлые, видимо, гипсовые листочки на цементе. Не уверен, что эта фантасмагория успела захватить весь парк – на будущее лето все листочки исчезли – но району двенадцати дорожек с музами и Аполлоном на нем досталось в первую очередь.
Вот пишу я это и сам не очень верю… Но ведь такое не придумать. Да и светлые следы от припайки, приглядевшись, можно было обнаружить еще недавно… Может, и сейчас?
|