Когда Ельцин подписал беловежские соглашения я, как наверное почти все в России подумал: "а Крым"? Затем подумал: ну и ладно. Важней мир в Москве, хоть какой-то порядок и ясность. Тогда были какие-то уже неработающие структуры СССР, остатки КПСС перспектива распада куда более кровавого чем случилось в 1991. Я вспомнил, как белогвардейцы цепляясь за идею "единонеделимой России"отдали всю родину большевикам. Ельцин не повторяет ошибок Деникина, и славно, подумал я.
Так Крым стал частью украинского государства - вследствие кризиса в столице, Москве.
Точно также он стал частью государства Российского - вследствие кризиса в столице, Киеве.
Естественный процесс - окраины переходят из руки когда в центре кризис, перестают действовать одни центростремительные силы и другой центр втягивает в свою орбиту.
Конечно, в 21 веке, да и в конце двадцатого в Европе обычно так не поступают. Немцы не стали же пользоваться распадом СССР чтобы вернуть себе Кенинсберг. Но наши власти вышли из мира 19-го века, СССР был громадным холодильником, мышление и жизнь подмораживались, многие проблемы и методы их решения, что приходят на ум, у нас из прошлого.
Но есть одна черта - именно из советского прошлого. Наши императоры умели и побеждать, умели и отступать. Скажете - отступать большого ума не надо? Любой военный посмеется: даже и трудней толково отступать, чем наступать. СССР с момента своего образования никогда не соглашался отступать. Только наступал и в конце-концов расширил свое влияние на пол-мира. И надорвался. Отступление, начавшееся с Афганистана превратилось в развал. Поскольку в основании СССР была бесчеловечная идеология большевизма - я не плакал. Но вздрогнул, главным образом от того, каким молчанием это было встречено.
Путин и его команда тоже никогда не отступали. Ельцин не раз лавировал, уходил с постов, шел на уступки, снова наступал, ему было хорошо знакомо отступление, он не путал его с катастрофой. Наши императоры тоже умели отступать. Умели и самоограничиваться, вступая в разные коалиции. Путин и генсеки либо выжидают, либо наступают, отступление для них психологически невозможно. Впрочем, рано еще рано подводить итоги "вертикали" и ее архитектора.
Чтобы Крым не стал пирровой победой России надо именно дать задний ход. Вступить в переговоры с Украиной по множество экономических проблем полуострова, с Турцией в связи с крымскими татарами и т.п. Но пока на виду другие настроения, настроения "победобесия". Причем вертикаль не только внешнюю политику стала рассматривать как фронт, маневрируя войсками, но и внутреннюю.
И здесь каждый день доносятся "победные сообщения". Победные для вертикали: "против Навального новый приговор", "против блогеров новое ограничение", "таких-то музыкантов выгоняют из России", "в Москве перекроили округа, так чтобы независимые депутаты ноги сломали", "еще одного национал-предателя выловили"... да, забыл "РАН реформируем", "выборы мэров ограничили..."
Мало вертикали того, что Дума и СФ полностью контролируемы, что все ТВ давно под контролем. Старые привычки диктуют "не сбивать ритм наступления". Все это совершенно бесплодно, скверно для России и губительно для проводников этого курса.
Отступление. Отступайте - кричу я Кремлю из своего ЖЖ. Если не хотите в будущем выходить с поднятыми руками. И совершенно непредсказуемо, кто будет брать в плен.
Это не стыдно и пока не больно. Великие полководцы не стыдились отступать.
Да, при отступлении придется рассматривать странные вопросы. Примерно такие:
в начале предложить Навальному пост прокурора Москвы, или провести честные выборы? Уволить Чурова или возбудить против него уголовное дело? Как увольнять героев "диссергейта"? Что делать с государственными служащими, виновными в явно сфабрикованном процессе Константинова (что самого Константинова надо отпускать - не вопрос).
А потом придут и куда более сложные, но и интересные вопросы: о развитии производства, о деревне, экологии. Но их уже будет решать не власть, а все общество. И тогда воссоединение Крыма станет в самом деле славной вехой в Российской истории, вехой оживления гражданского, политического общества, гражданского воссоединения русского народа.