Большие политики ведут большую политику, продолжением которой, хотя и иными средствами, как говорил классик, является война. Сырьем этой политики являются солдаты, которые гибнут выполняя свой долг перед Родиной. Если понятие "долг перед Родиной" деконструировать (т.е. впасть в святотатство, разложив святое на молекулы и прочистив линзы), то мы увидим, что "Родина" - это эвфемизм, т.е. приличное и возвышенное слово, камуфлирующее что-то неприличное или просто приземленное. Мы увидим, что "Родина" - это совершенно конкретные люди, принимавшие решение о том, что кто-то должен убивать, а кто-то умирать. Времена, когда людей честно призывали умирать (и они умирали) "за царя", "за Сталина", давно прошли. Современным людям плохо дается обожествление других персон на том основании, что под их задницами трон, а не стул. И чтобы решить ту же задачу посылки солдат на смерть, придумывается красивый миф.
И вот одни в цвете лет погибли, "выполняя интернациональный долг" (перед кем?), другие - "восстанавливая конституционный порядок" (т.е. загоняя сепаратистов в дружную семью народов), третьи - в ходе "антитеррористической операции", после которой и началась волна терактов. И настоящим гражданином становится тот, кто мыслит слова Л.Ошанина:
Если ЦК нам скажет,
Если народ прикажет —
Жизнь отдадим мы даже,
Чтобы исполнить долг.
И благодарная Родина, откупаясь перед мертвыми и их живыми родственниками, возводит невинных жертв в статус героев и ставит один памятник на целые подразделения, а то и соединения, вместо того, чтобы строить камеры для тех, кто эти подвиги организовал. А те полководцы, давшие десяткам тысяч шанс умереть за Родину, умерли в старости своей смертью в своих роскошных особняках. И так всегда делалась история!
А отсюда и вопрос: такие памятники - это призыв к новым поколениям быть готовыми также отдать свою жизнь за Родину или напоминание в духе "Люди, будьте бдительны! Вас снова могут использовать как сырье истории".
Сыктывкар. Памятникам погибшим в Афганистане и Чечне.