Евангелие от Иоанна в первых строках говорит о том, что в начале было слово, все через слово начало быть, что слово было у Бога и слово было Бог. Может быть родственную идею выражают китайские художники. "Танец и пение" называется пейзаж. На многих китайских пейзажах, а я подумал о них глядя на подборку вверху картины какая-то таблица из иероглифов.



Но китайцы, как говорят часто бывали атеистами, по крайней мере религия в сколько-то европейском понимании вовсе не часто там бывала. Для них, эта евангельская цитата вряд ли обладает авторитетом, как и для многих моих читателей. И в самом деле - как эта идея апостола Иоанна могла бы быть доказана? Я - не знаю, наверное и не может быть никаких доказательств.
Но могут быть аналогии. Мы не знаем как творил Бог мир (а если и знаем, то не можем же сделать это знание общеубеждающим). И существование Бога - вовсе не аксиома у нас. Но посмотрим на наши дела, человечьи дела. 


Человек, атеист или верующий если он разумен - свои дела творит через слово, слова предшествуют делам, объясняют их другим, помогают в планировании, в осмыслении.
"В начале подумай, а потом делай" - учат нас родители. "посоветуйся с друзьями" - учат нас позже. "сначала спроси выходят ли, а уже потом толкайся к дверям метро"... Здоровое человеческое общежитие явно предполагает именно такой порядок вещей: в начале слово, а потом только дело.


Вот у Бога - все как у людей, у здоровых людей. По крайней мере в этой части. 
Кстати, Фауст у Гете прежде чем встретить пуделя-Мефистофеля и этот порядок оспаривает. Точнее, он оспаривает лютеровский перевод Писания. "в начале было слово" читает он и полемизирует: "нет, лучше сказать - в начале было дело". (все это по переводу Пастернака, красивому, но говорят не самому точному). И его уж Пудель зевая ждет.

Оригинал