Четверговая «прямая линия» президента со своим народом анонсировалась предельно чётко и без иллюзий – основной разговор пойдёт про Украину. Скажи такое в другой зажиточной стране, телевизор мало, кто включит. В той же Америке жителя какого-нибудь Техаса интересует стоимость галлона бензина и победа любимой бейсбольной команды, а не ситуация где-то за границей… если, конечно, он не политолог по профессии. У нас к телеэкранам прилипли все – от чиновников до кухарок и сантехников. А то, что лужа прямо у входа в подъезд, так хрен с ней, высушим ботинки, пока отопление не отключили.
Вторая замануха была в том, что обещался очередной рекорд эфирного времени. Мы в семье ещё пошутили – неужели Первый специальные памперсы одел, что снайперам на задание выдают. С этим, сразу скажу, облом вышел – «каких-то» четыре часа. Однако и это вызывает профессиональное уважение – не каждый способен выдержать такой напряг под дулами десятка камер, это вам не с трибуны съезда по бумажке мямлить. А в остальном всё в цвет…
Первый же вопрос, заданный Путину ведущим в студии, был про его отношения к событиям на юго-востоке Украины. «Использование танков и авиации против мирных жителей - ещё одно преступление украинских властей», - резко ответил президент. Чем и задал нужный вектор общения – таких преступлений новая украинская власть совершила не одно и не два.
«Вместо того чтобы осознать, что происходит нечто неладное в украинском государстве и предпринять попытки к диалогу, они начали ещё больше угрожать силой и дошли до того, что двинули на гражданское население танки и авиацию. Это ещё одно очень серьезное преступление киевских сегодняшних властителей».
Собственно, после таких слов можно спокойно воззвать к Гаагскому трибуналу. Или самому возглавить миротворческую миссию, пока эти евробюрократы чесаться будут. Честно признаюсь, этого варианта развития украинской темы я заранее опасался больше всего. Путин известный мастер театральных эффектов – объявить в прямом эфире о начале очередной спецоперации, значит, отодвинуть в учебниках истории знаменитую речь Молотова 22 июня 1941 года. Уверен, в этот момент и Украина изрядно вспотела. Обошлось, просто момент сценического напряжения.
«Надеюсь, что удастся всё-таки понять, в какую яму и какую пропасть движется сегодняшняя власть и тащит за собой страну (об Украине речь, не забывайте, - автор Итогов). В этом смысле, считаю очень важным начало сегодняшних переговоров, потому что очень важно сегодня вместе подумать на тему о том, как выходить из ситуации, и предложить людям настоящий, непоказной диалог, ведь руководители приезжают киевские сегодня на восток, но с кем они встречаются? Они встречаются со своими назначенцами». Ну и, конечно, прошёлся по олигархам, которым киевская власть доверила рулить экономикой регионов. С подтекстом – «я с этим справился, не я под них прогибаюсь, а они под меня»… по крайней мере, автор это услышал.
Дальше Путин назвал чушью заявление Запада и Киева о том, что на востоке Украины якобы находятся подразделения российских войск и инструкторы из РФ. «Чушь это всё. Нет на востоке Украины никаких российских подразделений. Нет ни специальных служб, нету инструкторов. Это всё местные граждане. И самым лучшим доказательством этому является то, что люди, что называется в прямом смысле слова, сняли маски». Но при этом не стал отрицать, что «зелёные человечки», контролировавшие крымские выборы, имели непосредственное отношение к российским спецслужбам. «А вдруг там в атаку пошёл какой-нибудь правый сектор, мы же должны народ защищать, который вот-вот станет российским», - этот подтекст опять я услышал. Кстати, кто-нибудь слышал, чтобы лично Путин отрицал присутствие наших спецназовцев в Крыму до включения его в состав РФ? Я лично не припомню… а, значит, всё было по понятиям. Главное, что без жертв обошлось.
И вообще, а кто сказал, что президент всегда должен говорить одну правду, а если… слукавит, то увольняться по собственному, или стреляться? В каком уставе это записано? Когда в оккупированном Ираке не нашлось химического оружия, Буш-младший лишь развёл руками – «зато изверга Хусейна прихлопнули», и в этом я с ним полностью солидарен. Главное, чтобы народ своему президенту верил, аплодировал, а с этим у Путина получше многих. В конце концов, он же «когда-то имел отношение к разведке» (цитата из прямой линии), а там главное не убить противника, а максимально запутать.
Ещё Путин сказал, что уважает украинский народ и всем это делать советует. «Невольно» (ну не верю я в такие экспромты, хоть режьте!) помог ему в этом автор знаменитых «Дозоров», как-то неэтично отозвавшийся об украинцах, как о нации, типа там одни фашисты и вообще «земля прОклятая». Собственно, Сергей Лукьяненко дал выжимку из того, что несколько месяцев гуляет по интернету – «хохлы-предатели», «природные антисемиты», «нет такой нации, так поляки своих холопов называли» и тд. Президент ласково пожурил писателя за несдержанность, посоветовав больше печататься в Незалежной, нести, так сказать, русский язык в украиноязычные массы. Литературный отец Гессера засмущался и сказал «нехай буде».
Лично меня это явление популярного фантаста не очень удивило. Последнее время Лукьяненко всё чаще появляется на ток-шоу с прогосударственной, если не пропутинской позицией, этакий литературный живой антоним не менее популярному, причём у одного и того же круга читателей, насквозь либеральному Борису Акунину. Видимо, писать надоело, хочет заняться чем-то ещё (политикой). Что ж, понимаю… не в смысле политики, а «чем-то ещё». То, что творческой личности, интеллектуалу, в таких ситуациях и порывах лучше промолчать (и не подписывать), чем наоборот, относится к приоритетам лишь автора Итогов недели…
Зато удивило появление Ирины Хакамады. Муцуовна начала с похвалы Путина за признание «зелёных человечков» российского происхождения на территории Крыма, и только потом интеллигентно намекает, что не стоит так уж зажимать тех, кто пытается власти оппонировать. Видимо, даме тоже надоело сидеть просто в общественных деятелях, пора возвращаться в политические. Впрочем, не я один это заметил и оценил, неужели на правом фланге грядёт женская замена Прохорову?
А похоже, что и так. Почти сразу за Хакамадой микрофон передают сестре олигарха, которую многие оценивают на порядок умнее брата. Говорит о том же – о начавшихся гонениях на культуру и инакомыслие, что даёт бывшему чекисту Путину лишний раз напомнить народу, что он не одобряет 37-й год. На этом либеральная часть прямого эфира завершается самым естественным образом.
Кто удивил, так это Карен Шахназаров. Не само его появление у президента в гостях (куда только гендиректору крупнейшего отечественного киноконцерна мотаться не приходится), а заданный вопрос - не собирается ли Россия, имеющая в последнее время очень тесные отношения с Китаем, заключить какой-нибудь союз с этой страной? И получил на это такой вот ответ: «Что касается наших отношений с Китайской Народной Республикой, то они развиваются весьма успешно и находятся на беспрецедентно высоком уровне - и уровне доверия, и уровне сотрудничества. Это касается и политической сферы, наших общих подходов к оценке международной ситуации и обеспечению безопасности в мире». Но дальше президент уточняет, что никаких союзов или блоков ни с кем заключать не собирается, ибо «блочное» время прошло. Слышите, как облегчённо вздохнули там, на Западе?
Вот скажите, какое дело кинорежиссёру до Китая, если он не собирается снимать что-то совместное? Вот и закрадывается подозрение в том, что мы стали зрителями ещё одной умело разведённой мизансцены – не все мастера культуры мыслят либеральными категориями. Зачем это, к чему? Предмет для отдельного, особого разговора. Хотя, признаю – на моей памяти в данном формате ещё не было такого плюрализма мнений в студии. Впрочем, стольких здравиц вместо вопросов по делу я тоже не припомню.
Ещё мне запомнились растерянные лица сочинцев – город, удобный для жизни инвалидов, отгрохали, а он пустой, даже здоровые не спешат ехать отдыхать. Плюс конкурент в лице Крыма… на чём зарабатывать прикажете (без лишней скромности отмечу – я об этом стал писать, когда только катавасия с референдумом закручивалась). Путин нашёлся – Крым будет экономичным курортом, а Сочи для состоятельных. А куда же инвалидам деваться, если на полуострове ни одного пандуса, а в «жемчужине» чурчхела на пляже по цене бизнес-ланча в московском ресторане? Или инвалиды поедут туда по соцстраху? О, наш бедный госбюджет!..
Как всегда, в программе нашлось место и путинским чудесам, когда он одной фразой осчастливливал и детей, и бабушек, и целые трудовые коллективы. Мне сразу вспомнилась история 2002-го года, когда к ещё совсем молодому и малоопытному президенту обратилась девочка из Биробиджана, которая пожаловалась «дяде Вове» на то, что в её родном городе на площади установили не живую, а искусственную елку. Путин тут же поздравил губернатора Еврейской автономной области Николая Волкова с днём рождения и предложил ему сделать себе, а заодно и всем жителям Биробиджана подарок, установив на городской площади вместо искусственной живую ёлку. Уже на следующий день гигантскую ель доставили из тайги на вертолёте. Но вместе с этой радостной новостью в СМИ началось обсуждение того, что президент не Санта-Клаус, а стратег, и у него совсем другие функции. Вот прошло двенадцать лет (почти) и…
А что делать, если Путин себе нравится в этом качестве. Хотя он в четверг предстал нам в новом обличии полного победителя (как мне показалось), ведущего свою собственную политику по всем фронтам без оглядки ни на Запад, ни на Восток. С одной стороны, вроде бы и здорово, но с другой – он точно знает куда идти?
И ещё, вчера я невольно порадовался за его бывшую жену, Людмилу Александровну, которую он теперь никак не может выдать замуж. По-моему, она-таки вовремя соскочила…