… Когда – то, еще относительно недавно, многие за рубежом думали, что по улицам Сыктывкара ходят белые медведи, а жители города ездят исключительно на оленях. Впрочем, надо признать, что вообще наша республика если и была известна за пределами страны, то преимущественно благодаря Воркутлагу и его, так сказать, «младшим братьям»… Конечно, сейчас Коми - более заметна, чем раньше, и на экономической, и на культурной карте Европы и мира. И благодаря масштабной деятельности таких компаний, как Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром, и мощному академическому центру (КНЦ РАН), а в последнее время – и такому крупному и замечательному фестивалю как «Ыбица». Вышедшему по своему масштабу и привлекательности далеко за пределы финно-угорского мира…
И все – таки знают о нас еще, по большому счету, явно не достаточно. Соответственно, и возможности международного сотрудничества региона далеко не исчерпаны. Это касается экономики, науки, туризма и, особенно, международного студенческого обмена.
Современный мир таков, что конкурентные преимущества получает тот, кто, помимо прочего, энергичнее находит зарубежных партнеров (это касается, конечно, не только России вообще и Коми в частности), осваивает новые рынки в самом широком смысле слова, выстраивает долгосрочные связи с учетом международного контекста.
Одним из векторов экономического развития ХХ1 века справедливо считается промышленное освоение углеводородных богатств шельфа Арктических морей. Сегодня, и в ближайшие годы, лидером добычи нефти и газа на шельфе останется Бразилия. На подходе – Венесуэла, чьи доказанные континентальные и шельфовые запасы извлекаемой нефти являются крупнейшими в мире. Но и на этом фоне перспективы арктического шельфа выглядят довольно впечатляюще.
Вместе с тем, добыча, транспортировка и возможная переработка нефти и газа в Арктике предполагают особую значимость экологических вопросов. Охрана арктической зоны, природных ландшафтов, сохранение культуры и быта коренных народов этого региона, биоразнообразия северных морей – задача планетарного масштаба. Страшная катастрофа British Petroleum в Мексиканском заливе лишний раз напомнила человечеству о рисках и опасностях морской добычи нефти.
Существенно, что локализовать техногенную аварию и ее последствия оказалось очень не просто даже в условиях теплого Мексиканского залива. Это значит, что подобная авария (не дай Бог, конечно!) в арктических условиях будет кратно драматичнее и для природы, и для людей… Минимизировать риски в этой области может только самая тесная международная кооперация. Предполагающая, в частности, проведение тщательных предварительных лабораторных и полевых исследований и испытаний инженерно – экологического профиля. Подобный опыт уже частично накоплен норвежскими, британскими и канадскими компаниями.
Серьезное изучение Арктики и прилегающих территорий, сценарное моделирование экономических, технологических, экологических и социокультурных тенденций этого ареала относится к числу фундаментальных научно – практических задач современности. В соседней Архангельской области успешно развивается Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ). Однако профессоры, аспиранты и студенты этого вуза нацелены на обдумывание и решение преимущественно задач технологического профиля. Между тем, закрепление российского присутствия в Арктике и продвижение здесь национальных интересов требуют серьезного и основательного гуманитарного и политологического сопровождения. Полагаю, здесь вполне могли бы объединить интеллектуальные, организационные и материальные возможности САФУ, Сыктывкарский университет и Ухтинский государственный технический университет. Не сомневаюсь, что такие яркие и масштабные личности, как Елена Кудряшова, Марина Истиховская и Николай Цхадая обязательно найдут в этом вопросе точки перспективного взаимодействия.
Межрегиональное взаимодействие и сотрудничество трех вузов ( в перспективе к ним могут присоединиться другие университеты) позволит всем «игрокам» заработать и дополнительные международные «очки». Такая кооперация, как представляется, позволит расширить конструктивное сотрудничество с Баренц-секретариатом, скандинавскими научными и образовательными центрами, российскими и зарубежными нефтегазовыми и консалтинговыми компаниями. Разумеется, в этом сотрудничестве достойное место займет и Коми научный центр РАН, сформировавший целый ряд замечательных научных школ, имеющих заметный международный авторитет.
Современный опыт показывает, что есть прямая взаимосвязь между вовлеченностью региона в международное сотрудничество и его инвестиционной привлекательностью. Республика Коми с этой точки зрения, как мне кажется, регион явно недооцененный отечественным и зарубежным бизнесом. Но ситуация эта поправимая. Ее улучшению будет способствовать формирование, так сказать, «гуманитарной инфраструктуры» в широком смысле этого слова. В этих кратких заметках затронут один небольшой сюжет, касающийся продвижения проекта. Полагаю, и я, и другие авторы будут иметь в будущем возможность излагать свои более детальные и конкретные соображения по обозначенной проблематике на страницах «Региона» (возможно, частично на английском). И это, само по себе, тоже будет формировать позитивный контекст международного сотрудничества, в котором нуждаемся и мы, и наши реальные и потенциальные партнеры...
Обдумывание этих и близких им сюжетов – задача отнюдь не только и даже не столько академическая. Как сказал однажды наш великий земляк, русский и американский социолог Питирим Сорокин: « самая практичная вещь на свете – это хорошая теория».
P.S. Предлагаемая вниманию читателей статья опубликована в мартовском номере «Региона». Совместно с главным редактором республиканского делового журнала Н.Н.Мурыгиной мы планируем сделать саму рубрику, посвященную международному сотрудничеству, постоянной. Во всяком случае, до конца 2014 года. Вполне вероятно, что у авторов и комментаторов «Семерки» появятся предложения, соображения и замечания, касающиеся продвижения этого проекта. Все они будут со вниманием и благодарностью учтены. Публикация на 7х7, собственно, и призвана расширить аудиторию «заинтересантов» международного начинания «Региона».