Валентина Чайковская, поэт и прозаик, пишущая на русском и украинском языках, член Союза писателей Израиля, возглавляющая литературное объединение г. Ришон ле - Цион , о ней я вам когда-то рассказывал
http://7x7-journal.ru/post/23747
прислала письмо со своей статьёй, с которой я хочу вас познакомить.
Дорогие мои друзья, отправляю вам ссылку на мою статью-впечатление о музыкальном вечере Вага Папяна, вместе с самыми искренними пожеланиями здоровья и радости:
http://isrageo.com/2014/04/05/shapkidoloy/
«Шапки долой, господа!»
3 апреля в зале Яд ле-Баним г. Ришон ле- Циона состоялся концерт Лауреата международных конкурсов, главного дирижёра симфонического оркестра Ашдода и Государственного академического оркестра республики Казахстан Вага Папяна
Валентина ЧАЙКОВСКАЯ
«Беседы у рояля» — так назывался этот концерт. А его ведущая — израильский музыковед и культуролог, обладатель национальной премии Аргентины «Золотая Чайка» Светлана Левитан, добавила к названию концерта ещё два слова: «… и мастерство, и вдохновение…».
Вечер открыла организатор этого мероприятия, председатель Объединения «Москва» в Израиле Ольга Гельфанд — элегантная, приветливая, открытая.
После её приветственного слова, микрофон был передан в руки ведущей. И уже с первых искренних слов, зритель понял, что перед ним стоит человек, влюблённый в музыку всем своим естеством. Обладающая каким-то особым шармом Светлана, рассказывала о Ваге Папяне, о творческом пути известного дирижёра, о его первых шагах и продвижении в мире музыкального искусства.
Аплодисменты приглашения, и на сцене появился сам виновник торжества. Не прозвучало ни слова из его уст, только почтительный поклон. И началось путешествие в таинство музыки, являющейся чем-то несоизмеримо большим, чем может выразить наш язык. Ваг Папян играл «Итальянский концерт» Иоганна Себастьяна Баха.
Люди в зале ещё не верили только что сказанному ведущей о музыканте. Такова природа человека: если о ком-то отзываются очень восторженно — необходимо подтверждение. Так много в последнее время звучит хвалебных речей в адрес того или иного человека искусства. Но все ли они верны???
Под влиянием игры Маэстро, всё обыденное, вначале маленькими шагами, затем быстрее и быстрее уходило, улетало в неизвестность. Была только музыка и внутреннее ощущение свободы и полёта. Прозвучали последние аккорды бессмертного произведения, но слушатели всё ещё как бы находились под влиянием фантастического путешествия. Кто-то ещё бродил по богатейшим залам дворца, где едва слышался тонкий перезвон хрустальных люстр, а кто-то ощущал себя на лоне природы, вслушиваясь в музыку весенних ручейков. Пианист уже покидал сцену, и внезапно, словно проснувшись, на какую-то долю секунды с опозданием, зал взорвался аплодисментами.
Светлана Левитан начала новое повествование о балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». О том, каким долгим был его путь на сцену. В своём произведении Прокофьев-новатор использовал «камерность лирических сцен», которые были никак не свойственны балетной музыке. Как впоследствии выразилась знаменитая балерина Галина Уланова, они просто «не привыкли» к такой музыке. Но она рискнула, и станцевала. Да ещё как станцевала!
И вновь за роялем Маэстро. И уже не надо ничего объяснять! Прямо перед глазами образы растут, обретают очертания и краски. Ритмы сменяют друг друга, музыка заполняет всё пространство. А музыкант, словно о чём-то шепчется с клавишами: они передают то напряжение на наивысшей ноте, то легчайшее дуновение ветерка. И в какой-то момент мне показалось, что Ваг раскручивает Время, как рулон тончайшего шёлка, а затем вновь сворачивает его. И всё… Но как он это сделал Маэстро-ювелир? И даже, таящее в себе глубокий смысл, слово «виртуоз», кажется мне таким банальным после дивного завораживающего ощущения, испытываемого сердцем:
Так всходит в небе первая заря,
Вспорхнув из рук безмолвно-тёмной ночи,
Так шёпот губ: "Прости!" у алтаря -
Аккордом высится над действом прочим.
Вздохнул рояль, не веря сам себе,
По залу вдаль пронёсся частый цокот,
И радость нот, наперекор Судьбе,
Уже неслась под чей-то звонкий хохот.
Ваг Папян играл, и была только Её Высочество Музыка, только любовь и чувство счастья. И что нам до того, что эти мелодии счастья не совсем совпадали с общей установкой «Ромео и Джульетты» по шекспировской пьесе? Но так я прочувствовала, так и вылилось моё восприятие в стихотворные строки: радостью, счастливым окончанием.
Когда играл Маэстро, в зале не было слышно ни шороха, ни вздоха. Ни один мобильный телефон не зазвонил. Редчайшее явление! Ни один человек не бросал взгляд на часы!
Я смотрела на пианиста и видела: в этом тайном содружестве с музыкальным инструментом, было задействовано всё: его руки, ноги, мимика лица, благоговейный шёпот губ…
Не дышать! Музыка была везде — во всём и в каждом! Она спасала, топила лёд человеческих обид и непонимания, соединяла и возвышала души!
Минутная тишина после очередного произведения, буквально взорвалась аплодисментами. «Браво!», — неслось со всех сторон! И снова «Браво!», и ещё!
Но вот, рояль заскучал, а волнительный голос ведущей уже уводит слушателей в колдовское царство музыки Фридерика Шопена. Звучат высказывания о знаменитом Шопене других великих людей, в том числе и Листа. Нет, я ничего не записывала, и не помню всего сказанного Светланой Левитан дословно. Но я знаю, что немецкий композитор и критик Роберт Шуман писал о Шопене: «Шапки долой, господа, перед вами гений». А мне подумалось, что эти слова в равной степени могут относиться и к Вагу Папяну — талантливейшему из современных музыкантов.
И на этот раз, возвратившийся на сцену чародей музыки, играл, не менее вдохновенно, но ещё более горячо, мастерски и самозабвенно: баллады, ноктюрны, вальсы Шопена. И казалось, что сама муза Эвтерпа лично явилась с Парнаса и, вдохновлённая игрой своего любимца, писала что-то воздушно-поэтическое на передней крышке рояля.
Подходит к концу моё повествование. После столь потрясающей игры музыканта, которого зал и его гости никак не хотели отпускать, я понимала, что лучше, чем благословенным молитвенным молчанием, наступившим после продолжительных аплодисментов, выразить высоту чувственного восприятия, кажется, невозможно. Ибо нет таких слов в природе, чтобы передать ту радость, которая струилась из глаз буквально каждого посетителя этого концерта!
А слова таки прозвучали! И вечер был завершён благодарственной речью Ольги Гельфанд в адрес Маэстро и ведущей Светланы Левитан, добрыми пожеланиями всем присутствующим, и моим стихотворным, посвящением Вагу Папяну. Вот, его финальные строки:
Ласкал и гладил клавиши артист,
Последний такт, как Небу поцелуи.
Рояль, дрожал… светился Пианист!
Стучало чьё-то сердце: «Аллилуйя!»
В нашей жизни не много таких людей способных вдохновлять других своей харизмой, силой воли, желанием жить для мечты и стремлением реализовывать свои способности, чтобы идти вперёд, пока ты кому-то и для чего-то нужен.
Ваагн Папян репатриант из Армении, совмещающий работу в Израиле и Казахстане, постоянно гастролирует по миру в качестве дирижёра и пианиста. Присутствуя на его репетиции, я с восторгом наблюдала, как человек заражает своим энтузиазмом оркестрантов.
В эксклюзивном интервью каналу Адженда его доброжелательный взгляд на Израиль позволяет увидеть страну глазами непредвзятого наблюдателя.
Ваг Папян, дирижер и пианист, выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Начал свою карьеру в 1979 после успешного выступления на международном конкурсе пианистов «Виана да Мота» в Лиссабоне, где был удостоен почетной Второй Премии. В 1984 Ваг Папян занял должность второго дирижера Армянского филармонического оркестра, а через три года он стал художественным руководителем и главным дирижером. За время пребывания на этом посту Ваг Папян продирижировал более чем 200 произведений различных композиторов, включая современную музыку российских и зарубежных авторов. Ваг Папян дирижировал Английским камерным оркестром в Барбикан Центре в Лондоне, Новым японским филармоническим, Российским, Белградским симфоническими оркестрами и симфоническим оркестром г. Трондхейм. В 2001 пианист участвовал в Энеско фестивале и дал концерт с Венским хором мальчиков. Участвовал в фестивале оркестров в Хьюстоне, в Сувонском фестивале в Корее, с аудиторией 4000 зрителей. Ваг Папян дирижировал Новым Русским симфоническим оркестром в Москве, Израильским оркестром «Симфониетта Беер-Шева», Израильским Северным оркестром Хайфы, Иерусалимским симфоническим оркестром, Израильским симфоническим оркестром «Ришон ЛеЗион», с которым выступал и как дирижер и как солист.
http://www.jazzclub.com.ua/otcheti-o-......