Сегодня в Ленинском районном суде прошло заседание по делу в отношении председателя Общественной наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Кировской области Артура Абашева и члена ОНК Дениса Шадрина. Онибыли задержаны в пятницу в баре "Che Pay". 
 
В этот день ночью сотрудники областного Госнаркоконтроля, УМВД и прокуратурыпровели проверку заведения на предмет нарушения антинаркотического законодательства. При поддержке СОБРа в баре были задержаны несколько десятков человек. Члены ОНК выехали на место разобраться в ситуации и выяснить, куда увезли задержанных, чтобы потом отправиться к ним и узнать, не нарушаются ли их права.
 
По словам Абашева, после того как они представились, предъявили документ и спросили, на каком основании задерживают людей, куда их увозят, они были задержаны по указанию сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Артура Абашева и Дениса Шадрина увезли в Ленинский РОВД Кирова, где они пробыли до утра. На Абашева был составлен протокол по статье «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», а Шадрину предъявлено обвинение в мелком хулиганстве. 
 
Судья Елена Черкасова попыталась выяснить, что послужило тому причиной, однако в итоге фактически сама ответила на свой вопрос.
 
Абашев: Я постарался выяснить, что это за спецоперация, то есть сам факт спецоперации не дает повод для задержания массы людей. Возвращаясь к части второй статьи 9 федерального закона "О полиции" о том, что действия сотрудников...
Судья: Я сейчас не спрашиваю знания законов, я вас сейчас спрашиваю о ваших фактических действиях. 
Судья Елена Черкасова
Абашев: Чем я руководствовался, я объясняю. Я сотрудникам объяснял то же самое, что я пытаюсь выяснить на законных основаниях. 
Судья: Вы мне так и скажите: я стою, объясняю, нормы закона перечисляю, умничаю, а они мне взяли руки загнули..
Абашев: Так и было почти на самом деле. 
Судья: Так вы мне так и скажите, чтобы я поняла, что было на самом деле. 
Абашев: Но я боюсь, в протоколе заседания это будет выглядеть не очень хорошо. 
Судья: Вы за протокол не беспокойтесь, бумага все стерпит, нас правда интересует.
 
Между тем, по словам начальник отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков УМВД России по Кировской области Станислава Кудрявцева, молодые люди вели себя агрессивно, были пьяны, в частности Шадрин ругался матом.
 
Кудрявцев: Данный молодой человек громко разговаривал. При этом в разговоре выражался грубой нецензурной бранью. Они требовали, чтобы их пропустили и объяснили, что происходит. 
Судья: Состояние алкогольного опьянения как вы определили?
Кудрявцев: Визуально. То есть его поведение, второе - кожные покровы были красные, третье - вел себя агрессивно. В отделе было предложено проехать на освидетельствование , чтобы достоверно убедиться употреблял ли он спиртное или нет. На что господин отказался.
 
По словам Шадрина, от медосвидетельствования они не отказывались, соответствующий протокол он назвал поддельным.
 
Судья: Вы и Абашев находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в момент, когда зашли в бар "Che Pay "? 
Шадрин: Нет, мы не находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По поводу заявления о том, что мы отказались от обследования, при обнаружении данных протоколов нами в Ленинском отделе были написаны заявления в следственный комитет о подделке документов. 
Судья: Имеете ввиду протокол, который в материалах дела имеется? 
Шадрин: Да.
Судья: Он подделан? 
Шадрин: Да
 
Егор Белых, которого полицейские привлекли в процессе проведения проверки в баре как понятого, также был свидетелем конфликта правоохранителей и членов ОНК, однако большую часть произошедшего в ту ночь не помнит.
 
Судья: Вы слышали/видели, какая конфликтная ситуация произошла? 
Белых: Ничего не слышал. Слышал, что кто-то там ругался "пустите меня", что-то там такое нецензурное говорили.
Судья: Кто? Шадрин говорил?
Белых: Я не знаю, ну он вроде ничего не говорил. Ну чего-то сматерился, не знаю (смех в зале).
...
Судья: Сотрудники полиции в присутствии вас Шадрина опрашивали, допрашивали, досматривали, объяснение брали? 
Белых: Я лично ничего не видел.
Судья: Какие-либо документы вы подписывали?
Белых: Ну какое-то объяснение там давал - был, видел. Сам ничего не писал.
Судья: А читали, что вам там написали? 
Белых: Не-а
Судья: Не читали, а просто подписали и все?
Белых: Ну да.
Судья: При вас предлагалось ли Шадрину сотрудниками полиции пройти медицинское освидетельствование?
Белых: Нет.
Судья: Тогда подойдите, пожалуйста, сюда. Предъявляется постановление о направлении на медосвидетельствование 22 марта 2014 года, вот посмотрите - знаком ли вам такой текст? Внизу имеется ваша подпись. При каких обстоятельствах она тут появилась? 
Белых: Ну да, моя. 
Судья: Документ признаете? 
Белых: Подпись моя. Я не помню ничего.
Судья: А чего не помните? Время мало ведь прошло.
Белых: Так у меня других дел что ли нет? Я честно не помню. Я не заморачиваюсь этим.
 
Чтобы восстановить картину произошедшего защита попросила суд приобщить к делу видеозапись, как в баре "Che Pay", так и те материалы, что снимали на камеры сотрудники пресс-служб областного управления УФСКН и УМВД. По словам как Шадрина, так и Абашева, те проводили съемку конфликта на входе в бар. Шадрин заявил, что единственная возможность истребовать записи - через суд, так как в баре им выдать их отказались:
 
- По этому поводу у меня есть заявление. Мы сегодня были в баре «Che Pay». Один из учредителей бара нам отказался предоставлять видео, так как ему угрожали сотрудники ОБНОН. Получить их представляется возможным только через суд.
 
Черкасова ходатайство отклонила, исходя из ответа на запрос суда в полицию:
 
- Было изъято видеонаблюдение с камер, расположенных в баре «Che Pay». В ходе просмотра видеозаписей установлено, что в баре имеется 10 камер видеонаблюдения. Из них две камеры расположены на фасаде дома номер 75 по улице Карла Маркса и освещает улицу и центральный вход в бар «Che Pay». Остальные камеры расположены внутри бара. В ходе просмотра камер видеонаблюдения установлено, что конфликт между Абашевым, Шадриным и сотрудниками полиции не запечатлен, так как в том месте, где произошел конфликт, находилась "мертвая зона" системы видеонаблюдения. Сотрудником пресс-службы УМВД конфликт на видеокамеру не зафиксирован.
 
На следующем заседании будут заслушаны показания сотрудника пресс-службы УМВД области Артема Рухлова, который по заверениям членов ОНК, снимал все происходящее на профессиональную камеру. Заседания пройдут 27 и 28 марта в 15.00 и 14.30 соответственно. Начнутся в четверг с дела в отношении Дениса Шадрина.