Присоединение Крыма к России в марте 2014 г. у многих вызвало ассоциации с 1930-ми гг., когда Гитлер собирал немецкие земли. Наиболее яркие эпизоды - Присоединение Австрии и Судетской области Чехословакии.
Самое авторитетное сравнение принадлежит, наверное, Хиллари Клинтон, сравнившей политику России по отношению к Украине со стратегией гитлеровской Германии в 1930-х годах. Однако это сравнение пошло гулять по СМИ и сетям, не принявшим геополитику Путина.
У тех, кто одобрил шаг Кремля, такие параллели вызвали бурю негодования. Осуждающим ее они кажутся убийственными.
Я же не вижу ни смысла таких сравнений, ни порочного характера такой операции.
"… Проблема судетских немцев возникла сразу же после искусственного создания странами Антанты государства Чехословакия в 1918-ом году, - разъясняет исторический факт украинский автор. -
Партия судетских немцев и ее лидер Конрад Генлейн, несколько лет настаивали на автономии Судетской области по причине действительного ущемления прав на территории Чехословакиитрехмиллионного германоязычного населения. Это было и урезание земельных участков, и безработица, и постоянные межэтнические конфликты. Партия Генлейна на выборах в парламент Чехословакии в 1935-ом году получила 23% процента голосов, став второй по величине фракцией.
К сентябрьской драме 1938-го года привело, с одной стороны, упрямство Бенеша, нежелающего идти на уступки, а с другой – агрессивная поддержка Судетов Гитлером, который «пообещал себе собрать всех немцев под одной крышей».
И когда мир был подведен уже к черте катастрофы, в Мюнхене практически все те же страны, которые участвовали в создании Чехословакии, приступили к ее ликвидации. Судетская область, искусственно ставшая частью искусственной страны, была столь же искусственно отделена". (См. историю аннексии Судетской области).
Каким бы убийственным не казалось большинству сравнение Путина и Гитлера в ситуациях Судеты - Крым,, я не вижу здесь ничего порочащего. Оба случая - пример собирания земель, попавших волею неразумного случая под власть чужого правительства, который правил меньшинствами так, что они мечтали вернуться на родину. А такое стремление не является универсальным. И собирание национальных земель правым и неправым способом - атрибут любого процесса строительства национального государства. Его строил и Гитлер, и строит Путин. Его строили все европейские страны. И не только. И в этом нет ничего, достойного осуждения. Нет в этом и ничего уникального.
Проблема присоединения к Германии Судетской области не в том, что 3 млн немцев получили возможность уйти от статуса национального меньшинства и жить в своем национальном государстве, а в том, что, во-первых, это, как выяснилось позже, были первые шаги Второй мировой войны. Во-вторых, немцы не просто вернулись на родину, но им дали мундиры самой кровожадной и преступной армии в истории человечества. Но немцы, которые с ликованием встречали германскую армию, об этом тогда знать не могли.
Проблема судетских немцев после поражения Германии была снова решена, хотя и иным и не менее гадким путем: их насильно выслали в Германию, отобрав их земли, превратив в беженцев. Разница между двумя этапами решения проблемы судетских немцев вытекает из принципа "победителей не судят".
Механические сравнения с Гитлером - пропагандисткий трюк. Гитлер развернул строительство автобанов. В силу этого любого правителя, который всерьез занялся дорогами, можно сравнивать с Гитлером? Он ликвидировал безработицу… При нем вообще делалось все, без чего государство существовать не может. Будем всех с ним сравнивать?