Я уже привык не думать об «украинских событиях». Типа о чём тут думать – и так всё ясно. На год-два вперёд и их, и наша история уже прочитаны, причём, подозреваю, не мной одним. Остаётся лишь спокойно заниматься своими обычными делами, без суеты ждать очередного «времени «Ч» и готовиться принимать в полном бардаке непростые, но самые правильные личные решения. Даже если мне только кажется, что мне всё ясно, мне всё равно никуда не деться от того, что мне так ясно кажется. В общем, сегодня я фаталист и большой поклонник собственной давней установки на то, что «в политике нет ничего, кроме последствий, к чему бы следовало относиться абсолютно серьёзно» (главные слова здесь – «ничего», «кроме» и «абсолютно»). Если время от времени я не буду возвращаться к этой жизнеутверждающей формуле, то однажды, рано или поздно, мне придётся потратить кучу своего и чужого времени и эмоций, чтобы изловить и истребить в себе омерзительного фанатика.
Так вот, я уже привык не думать об «украинских событиях», но позавчера, в понедельник, один журналист предложил мне вместе с ним покомментировать в прямом эфире пермский «народный сход» «Своих не сдаём!», а вчера другой журналист спросил у меня, почему я не был на этом самом «народном сходе». Без них я бы и схода-то самого не заметил, а тут пришлось поспрашивать самого себя: «а чего это тысячи людей на этом сходе делают?» и «чего это я на этом сходе ничего не делаю?».
***
Я сочувствую страхам крымчан и понимаю, что без российского сдерживания политическая агрессия украинской квази-революции может принять вполне себе варварские формы, реально губительные для многих сотен и даже тысяч крымчан. Да, западно-украинские нацистские группировки немногочисленны и не доминируют политически в «пост-майданном режиме», но они доминируют и в ближайшее время будут доминировать в «майданной госбезопасности» и во всех силовых акциях новой киевской власти (такова особенность этой власти и такова плата майданных политиков майданным боевикам), а это достаточно серьёзные основания для массового страха в Крыму и на всём украинском Юго-Востоке.
Я сочувствую крымчанам и понимаю, что Россия (хочет этого кто-то или нет) просто обречена на присоединение Крыма. Обречена и геополитически, и конкретно политически, хотя для самой России это присоединение обернётся сплошным ущербом: тем же политическим и особенно экономическим. Крым станет второй «чёрной дырой» российской экономики (первая – Горский Кавказ). «Возрождение крымских здравниц» на фоне избыточных курортных предложений Турции, Болгарии и послеолимпийского Сочи - экономическая нелепица; развивать/возрождать крымское сельское хозяйство без «сельскохозяйственного населения» - невозможно; военно-морская база хоть и привлекает большие бюджетные средства, но сама по себе «валовый крымский продукт» не умножает, денег не делает. И так далее. При этом Владимиру Путину до конца его исторического срока надо будет во что бы то ни стало поддерживать в Крыму красивую политическую картинку. Поэтому два миллиона крымчан и несостоятельную крымскую экономику путинский режим просто тупо посадит на бюджетную иглу (уже посадил), тем более, что «помогать» иным образом этот режим просто не умеет.
Я сочувствую крымчанам, но я не могу участвовать в этих дивных акциях казённого патриотизма. Меня тошнит. По заветам моих интеллигентных предков, патриотизм - это гражданское чувство, а не государственная повинность. Поэтому искреннему патриотизму и солидарности с бедствующими не нужно никакого государственного санкционирования. Тем более, что активное участие государства в «выращивании» патриотизма нигде в мире ни к чему хорошему никогда не приводило. Единственное полезное, что может сделать нормальное (не тоталитарное) государство для «патриотизма», это обеспечить его «символической инфраструктурой»: флагом, гербом, гимном, национальными ритуальными праздниками и т.п. Учить патриотизму (любви к Родине) так же глупо как учить любой другой человеческой любви.
Кроме того, в реальных человеческих отношениях патриотизм - это ведь не только чувство, эмоция, но и, прежде всего, поступки, альтруистическая деятельность конкретных людей на благо Родины, личный созидательный энтузиазм - чтобы только моей стране, дорогим моим соотечественникам было хорошо – лично спасать, лично строить, лично организовывать, лично защищать. В современной же России «публичный патриотизм» – это сплошное и какое-то остервенелое «бла-бла-бла», бесконечный сердитый гос.карнавал с записными ораторами, ряжеными казаками и тётками в кокошниках, камлающими в окружении тоскливой массовки из президентских подданных детского и старшего возраста. Основными активистами современного «публичного патриотизма» у нас оказались по жизни коррумпированные чиновники, единороссовские пройдохи-депутаты, попы-бюрократы, казённые профессиональные ветераны и фашиствующие помаленьку футбольные фанаты – просто «патриотическая команда мечты». На их фоне нормальным людям не то что заявлять, даже думать-то неловко о своих патриотических делах и чувствах.
***
На Украине историческое этно-цивилизационное противостояние двух государствообразующих народов вошло в острую политическую фазу и приняло форму пока ещё холодной гражданской войны. Пассионарный, национально озабоченный, но обделённый ресурсами молодой западно-украинский этнос в лице своей элиты, боевых отрядов нациствующих маргиналов и жаждущего лучшей жизни большинства в очередной раз пытается политически подчинить себе вялый, национально виктимный, но богатый ресурсами такой же молодой восточно-украинский этнос. Для одних наблюдателей и участников событий «Майдан» - это «великая демократическая революция»; для других - «фашистский переворот»; для третьих – «битва за европейское будущее Украины»; для четвёртых - успешно реализованный «заговор Америки и Евросоюза против России с целью продвижения НАТО на Восток»; для пятых – «вульгарная замена на волне народного недовольства одной команды коррумпированных олигархов на другую команду коррумпированных олигархов». Для шестых, для седьмых, для восьмых… Никому не хочется взглянуть правде в глаза.
Российские чиновники проводят гос.патриотические митинги в защиту Крыма по одной простой причине - «чтобы только Владимиру Владимировичу было хорошо». И всё. Не было бы кремлёвской команды – никаких бы массовых митингов не было (хотя ЗАкрымские общественные настроения, конечно, есть и они массовые, но лёгкие такие, послеобеденные). Поэтому значительная, если не основная, часть пришедших на митинг людей «не сдавали своих» только потому, что начальство попросило или просто были не прочь бесплатно съездить в Пермь и обратно; некоторые искренне переживали за судьбу реально «своих» на Украине; немногие не на шутку испугалась «фашистов на самой российской границе» и пришли на митинг утолить свои антифашистские, с молоком матери впитанные инстинкты; ещё немногие всерьёз испугалась войны и прочих подобных безобразий и пришли в надежде хоть как-то успокоиться; совсем небольшая, но колоритная часть митингующих разыграла торжественное посещение первого в своей жизни настоящего имперского мероприятия – в истории с Крымом Владимир Путин наконец-то предъявил им своё истинное и такое прекрасное цезарианское лицо. Были еще и бюрократы, честно отрабатывающие должностные инструкции, и культурные политические наёмники, обеспечивавшие достойное представительство своим партийным работодателям, и обычные зеваки, и по приколу присоединившиеся хипстеры, и околоспортивные гопники, которых просто тянет к любой толпе, собравшейся «под эгидой страха и ненависти».
В этом многообразии, что у нас, что на Украине, и есть современная правда любого большого политического события, которая постепенно, в случае радикализации обстоятельств, будет приобретать все большее однообразие. Каким будет это новое единообразие – более или менее понятно. Однако, я лучше буду рассчитывать на свободу исторической воли народов и на превратность их судьбы на больших переломах.
***
В общественном смысле, я, прежде всего, «местный человек» и «свободный человек». И потому в российских последствиях «украинских событий» меня серьёзно заботят только две вещи:
1. «Майдан» на несколько месяцев обесценил любые СЕРЬЁЗНЫЕ гражданские и политические дела и инициативы здесь, на моём местном уровне.
2. «Майдан» (вместе с Олимпиадой) продлил на неопределённый срок всё более бесперспективный для России путинский режим и дал ему в руки мощный пропагандистский и политический инструмент для дальнейшего радикального и разнообразного ограничения свободы в России, при полном попустительстве зомбированного «Майданом» российского большинства (вот уже и началось: запущенная сегодня реформа местного самоуправления призвана политически дезинтегрировать и маргинализовать социальную платформу любой российской оппозиции – гражданские сообщества крупных российских городов).
13 Мар 2014, 02:56