При этом не вполне уверен, что следует в эту тихую ночь что – то перепрятать. А вот прочитать и внимательно пере – читать эссе моего близкого друга Леонида Иванова (живущего последние двадцать лет в Соединенных Штатах) очень советую.
Мне кажется, что в бесконечном ряду материалов, претендующих то на глубину, то на особую «патриотичность», предлагаемое вниманию читателей эссе отличается тем, что затрагивает сущностные, а не поверхностные вопросы.
Во всяком случае, читатель, который отнесется к Лениному эссе пристрастно, будет, как мне кажется, склонен к рефлексии более глубокой, чем та, что предполагают бойкие репортажи НТВ. Я не со всеми акцентами моего друга согласен. Но это и хорошо. Это как раз то, чего хочет автор. И читатель. Пока в моем только лице…
Дмитрий Несанелис
«Сужденья черпают из забытых газет…»
Грибоедов
Передо мной – лента моего фейсбука. «Уголовники похищают журналистов под дулами российских автоматов» – сообщает друг из Украины. «Невкусные устрицы перед премьерой» – переживает московская интеллигентка. «Невкусные украинцы на Майдане» – делится своим внутренним состоянием российский аналитик. «Долой свитеры American Apparel!» – принимает радикальное решение американский студент.
Я изо всех сил стараюсь никого не судить. Легче всего – не судить Украинца. Он просто вышел на площадь с протестом. Вышел, кстати, мирно и цивилизованно. Те, кто выискивает на Майдане «бендеровцев», думают политически, а не человечески. На площадь вышли обычные люди, всякие люди, и правые, и левые, и неправые. Вышли, собственно, именно ради этого права: быть разными, в том числе, и мне глубоко неблизкими. Главное, не думать строем. Главное, избавиться от бандитов. Своих, внутренних бандитов. За это на них наехал бандит внешний. Наехал нагло, по-фашистски-сталински. Наехал, и теперь пытается всеми силами разбудить в них зверя. А украинцы не звереют. Всё, что они хотят, это «показати нормальне життя». Я бы так не смог.
Американского студента тоже судить особенно не за что. Его проблемы – нормальные и некрупные. Скучно, да. Зато не аморально. В Америке многие так живут. Смешно читать российские тексты о руке Вашингтона. Вашингтон, он, мало того, что не хочет поработить Россию. Их мечта тут – вообще о ней не слышать. Возбудились было в девяностых, мол, одним врагом меньше, всплакнули, сняли пару фильмов, и вернулись к своим гамбургерам и бейсболу. Начнешь им про Россию, они морщатся и переводят тему. Не хотят, мол, русские жить как люди, так это их дело. Это средние американцы, конечно, которые не специалисты. Впрочем, здешним специалистам Украина тоже ни к чему. Они и так получают хорошую зарплату за свое уникальное умение найти Киев на карте. И времени у них особенно нет, им к конференции по феминистскому вегетарианству надо готовиться. Как их, нормальных и глупеньких, судить?
Кухонного аналитика и интеллигентку не судить трудно. Все это время они закрывали глаза на зло, которое творилось от их имени. Все это время они, не морщась, высасывали из жирного бандитского пальца несуществующий рассвет культуры. Нету ее, культуры. Была, нет вопросов, а теперь нет. Вместо нее теперь – свитера American Apparel, серые, вторичные (третичные) и неталантливые. Как же их не судить? Американский студент такого не проходил, а интеллигентка с аналитиком – точно знают. Знают, но пытаются жить «нормальной» жизнью. А за окном у них – убивают, насилуют и душат. В том числе, и культуру.
Трудней всего не судить себя. Сижу, исхожу ненавистью. Рвусь на баррикады. Записываю Путина в вечные путлеры. Его, может, и надо туда записать, но, что от этого изменится? Ему мое мнение точно по барабану, иначе бы он не вел себя так нагло. А я все равно сижу, и сужу. Сужу американского студента, а он преподает литературу в местной тюрьме. А летом он в Лесото поедет, английский преподавать. Там безработица, а с английским можно работу в ЮАР найти. А я сижу и осуждаю его скучную нормальность, ту самую, за стремление к которой Россия сегодня наказывает украинцев. И кухонного аналитика сижу-сужу, за то, что он считает приличным еженедельно окормлять мир своим неглубоким внутренним миром, витиевато углубленным с помощью Википедии. Ему, «прозападному либералу», претят украинские ультраправые. Вот он и делится с миром своим праведным отвращением. А в Украине, тем временем, больше сотни убитых людей еще не похоронили. Да что в Украине, пока он делится, у него за окном казаки-разбойники бьют женщин кнутами. А ему не до них, ему внутренним миром поделиться нужно.
От фейсбука – одна тоска, закрываю я компьютер. И вообще, сегодня понедельник. По понедельникам в соседнем городе иногда продают свежие устрицы.
Леонид Иванов