Принято считать, что демократия – это выборы, свобода слова, ценности, верховенство права и т.п. Это все так, но не следует забывать и другое. Вся история человеческой цивилизации может быть описана как череда трагедий, которыми сопровождалась смена власти. Демократия, во-первых, это такая система, при которой смена власти осуществляется спокойно и без трагических последствий для политиков, оставляющих свои посты. Что бывает там, где демократии нет и где лидеры верят в свою несменяемость, мы видели совсем недавно на примере череды североафриканских революций. И понятно, что наш лидер примеряет на себя трагическую судьбу своих коллег, возомнивших себя несменяемыми. И перед ним встает очень непростой выбор.

Но демократия еще – это очень сложное институциональное устройство, позволяющее страховать политическую власть от глупостей. Это не только разделение властей, систематически вводящее принцип «двух ключей». Формально он есть и у нас. Именно поэтому президент обращается в Совет Федерации. Но это еще и оппозиция, открыто оппонирующая действующей власти; независимые СМИ, препятствующие оболванивание общества; это, наконец, сами граждане, которые могут свободно сказать свое веское слово, когда политики зарываются.

Сейчас мы увидели, какова цена патологического и антиконституционного упрощения политической системы, произведенного под водительством Путина за 13 лет. Мы увидели, что решения принимаются на основании ложной информации, инспирированной теми, кому нужны эти решения. Что независимый по Конституции орган власти послушно исполняет свою роль, апеллируя к тому же к бредовым мифам. Что послушные информационные монополисты тиражируют тот же бред, продолжая одурманивать население и раздувая военную истерию. Сейчас жалкий остаток иммунной системы страны – это горстка людей все еще осмеливающихся публично оппонировать власти, несмотря на репрессии. Но и эта возможность может закрыться.

Мораль преподанного урока для нас очень проста: демократия – это не роскошь буржуазного общества. Демократия – это шанс жить в более безопасной стране. Безопасной для самих себя. И безопасной для политиков, покуда они остаются в рамках закона.

Оригинал