Фото сделано мною на майдане Незалежности в январе 2014 г.
Украина - страна с не сложившейся нацией. Иначе говоря, географически страна есть, а вот убедительного ответа на вопрос "Кто такие украинцы?" пока нет. В постсоветский период четко обозначились две идеологии национального строительства, имеющие глубокие исторические корни:
1) Украина - не Россия, это лучшая часть восточных славян, это более благоприятная для жизни территория, поэтому украинцы должны жить лучше, быть богаче, сильнее, используя для этого развитие потенциала всесторонних связей с Россией и всем миром. При этом двуязычие и русскоязычие при сохранении украинской идентичности выступает как дополнительный ресурс в формировании украинской нации как политико-экономической общности, включающей культурное многообразие (чем больше люди знают языков, тем они духовно богаче). Это позитивный национализм. Разумеется, такой путь требует много времени и усилий всей нации в сфере экономики, техники, художественной культуры и т.п.
2) Украина - это не Россия, а ее вечный враг, поскольку последняя исторически была и есть главным препятствием на пути формирования украинской нации и украинского государства. Наличие внешнего врага - универсальный и самый эффективный (по критерию затрат времени) фактор внутреннего сплочения любой общности, а нации особенно. Радикальные украинские националисты традиционно выбирали этот путь конфликтного размежевания со слишком уж похожим братом.
Однако радикальный национализм находил широкое понимание только в Западной Украине, оставаясь в масштабах страны маргинальным явлениям. Рассуждения националистов, апеллировавших к славной истории вооруженной борьбы против России, поднимавших на щит Степана Бандеру, во всех украинских бедах искавших руку москалей, многим казались вымученными, искусственными. Большинство украинцев не могли представить Россию в качестве врага, для борьбы с которым надо всем сплотиться, отбросив разногласия по прочим вопросам как второстепенные.
Заявление Кремля о готовности ввести войска на территорию Украины и другой готовности отнять у нее лакомый кусок территории радикально изменило ситуацию. Маргинальные националисты оказались самыми прозорливыми. Издавна предлагавшийся ими путь формирования украинской нации через вражду с москалями оказался убедительным для существенной части украинцев, ранее занимавших совершенно иные позиции. Путин убедил их в этом.
Я не могу припомнить ни одного политического деятеля, который бы внес более весомый вклад в утверждение этого пути формирования украинской нации, чем Владимир Путин. Мне кажется, что умные современные бандеровцы, способные нейтрализовать чувства во имя практической выгоды, должны тайком молиться на него. Предстоящие выборы президента Украины покажут, в какой мере я прав или ошибаюсь. Критерий - динамика численности голосов, отданных за радикальных националистов ("Свобода" и "Правый сектор").