Мне хотелось бы осветить один аспект деятельности Егора Гайдара, который так и не был в минувшие годы осмыслен. Хотя речь, на самом деле, идет, конечно, не только и не столько о Гайдаре, сколько о тех идеях, которые имели катастрофические последствия, помимо того что они страшно ударили по десяткам миллионов людей, они вернули Россию на авторитарный
путь.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Цитирую Гавриила Попова:

"Гайдара я принимал в университет, он учился на факультете, где я был деканом. И я хорошо знаю, как формировалась его идеология. Он учился на отделении зарубежной экономики и специализировался по Чили. Мы освобождали время в учебной программе для зарубежников для изучения ими языка страны. И сокращали курсы по политэкономии, по истории экономических учений. В итоге те, кто изучал Швецию, знал «шведскую модель», а те, кто Чили, – шоковую модель Пиночета. Потом западные специалисты рекомендовали «шок» и для выхода из социализма. Отсюда его приверженность монетаристской концепции и идее «шокового» перехода к рынку, который осуществит «силовик»".

Свой рассказ о Гайдаре, Попов, впрочем, закончил на мажорной, я бы даже сказал - трагикомической, ноте: "И тогда его озарило действительно по-своему гениальное решение: заменить силу популярностью Ельцина". Трагикомической, потому что уже к лету 1992-го от далеко не грандиозной популярности Ельцина мало
что осталось, кстати, не без помощи Гайдара. В конце 92-го Гайдар был вынужден покинуть правительство, куда вернулся снова в сентябре 1993-го. В последующие дни было принято решение о кровавой расправе с защитниками Конституции, демонстративно жестокой. На этом останавливаться не собирались, 5 октября появилось, по заказу свыше, "письмо 42" - деятелей культуры, призвавших к репрессиям:

"Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, — фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть. Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?… Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», не «наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми… К кому? К убийцам? Терпимыми… К чему? К фашизму?... История ещё раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс ещё раз, как это было уже не однажды!"

Фашисты - это несколько десятков баркашовцев, которые свободно проходили сквозь милицейские кордоны и энергично позировали перед телекамерами, их снимали почти непрерывно. Суть письма: на это раз не нужно быть великодушными и терпимыми, "не мстить", "не наказывать" больше не актуально.

В этот момент замечательный наш Патриарх Алексий фактически сорвал репрессии, санкционированные либеральными деятелями культуры, выступив с обращением:

"Братья и сестры мои! Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь. Ныне каждый час может принести стране новые страдания. Когда совершается кровопролитие, велико искушение местью, искушение жестокостью и попранием свободы ближнего.

В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте бесу ненависти и мести лишить вас разума! Не допустите смерти женщин и детей, раненых и безоружных людей, оказавшихся в зоне конфликта, всех тех, кто не причастен к насилию! Сделайте все, что сейчас возможно, для прекращения кровопролития. Вспомните, что сказал Господь Иисус апостолу Петру, с мечом в руках решившему отстоять справедливость: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Матерь Божия, Заступница наша! В годы нашествий иноземцев и междоусобных браней Ты никогда не оставляла России и всегда спасала народ наш. Не оставь нас и ныне. Смиренно прибегаем к Тебе: умоли Бога и Сына Твоего, да помилует и спасет Русь!"

Собственно, на этом Гайдар и закончился. Все его идеи, почерпнутые из "Чилийского эксперимента" требовали насилия, насилия и еще раз насилия, не просто авторитаризма, но диктатуры. Но возвращение к авторитаризму - это все, что ему удалось. Благодаря безжалостной расправе с защитниками Белого дома, удалось провести беспрецедентную по бездарности и коррупционной составляющей, приватизацию. Благодаря расстрелу удалось выиграть выборы-96, не намеками, а прямым текстом известив оппозицию, что альтернативой победе Ельцина станет введение войск в Москву и террор. Собственно, войска собирались ввести еще до выборов, точнее вместе выборов, но олигархи убедили Бориса Николаевича, что "доброе слово" при наличии бронетехники, тоже может чего-то стоить.

Именно экономические и политические методы Пиночета лежали в основе представлений Гайдара о переходе к рыночной экономики, расстреле Белого Дома, выборах-96, многих других собыий 90-х. Не хватало лишь одной малости - самого Пиночета, пользовавшегося поддержкой армии. Поэтому реализовать "Чилийский эксперимент" удалось лишь частично.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Теперь, собственно, о самом "Чилийском эксперименте", то есть каких радостей мы лишились благодаря  слабости Бориса Ельцина.

При Альендо в стране наблюдался экономический рост, сопровождавшийся исключительными достижениями в социальной сфере. как сообщает Александр Тарасов в статье "МИФ О ПИНОЧЕТЕ: «ЧУДО», КОТОРОГО НЕ БЫЛО":  

В 1971 г. ВНП вырос на 8,5%, в том числе промышленное производство – на 12% и сельскохозяйственное производство – почти на 6%. Объем строительных работ в 1972 г. вырос в 3,5 раза. Безработица сократилась к концу 1972 г. до 3% (в 1970-м – 8,3%). Но в 1972 г. ВНП вырос на лишь на 5%.

Это объяснялось тем, что США де-факто начали цепь акций, призванных свергнуть Альендо. Например, выбросили на мировой рынок по демпинговым ценам часть своего стратегического запаса меди и молибдена, лишив таким образом Чили основного источника экспортных доходов. Затем в дело включились местные фашисты из «Патриа и либертад». В день происходило до 20 терактов, неоднократно взрывались ЛЭП, мосты на Панамериканском шоссе и на железной дороге, идущей вдоль всего побережья Чили, что лишало электроэнергии и подвоза целые провинции.

Теперь о том, что Чили получила взамен.

В период правления Пиночета было физически уничтожено 46 тысяч его политических противников, в том числе 3,5 тысячи пропали без вести. По политическим мотивам было хотя бы один раз арестовано 27,1% населения.

В течение первого полугода власти военной хунты покупательная способность населения упала на 60%, национальная валюта была девальвирована более чем в 2 раза, число безработных увеличилось на 100 тыс. человек. Рабочая неделя была увеличена с 44 до 48 часов без компенсации сверхурочных.
Доля заработной платы в национальном доходе упала до 35% (свыше 60% при Альенде).

- Национальная валюта – эскудо – девальвировалась в 1974 г. 28 раз. Бесплатное медицинское обслуживание было отменено.
Цены на хлеб выросли в 22 раза, на сахар – в 29, на мыло – в 69 раз.

В апреле 1975 г. начался "Чилийский эксперимент" идеологию которой формировали представители Чикагской экономической школы. ВПН за год сократился на 19%. Стоимость жизни (по официальным данным) выросла в 3 с лишним раза. Безработица выросла до 20%, а в отдельных районах – до 30 и даже 40%
Разорилось свыше 1200 средних и мелких предприятий. Иностранным инвесторам был разрешен вывоз 100% прибыли. Эскудо полностью обесценилось, и в октябре 1975 г. пришлось ввести новую денежную единицу – песо. К концу «эры Пиночета» стоимость песо по отношению к доллару упала более чем
в 300 раз!

Но были и хорошие новости. В 1975 г. на 18% выросла численность бюрократического аппарата.

К 1976 г. безработица оставалась на уровне 20%, цены на хлеб в 1976 г. выросли на 60%, смертность за год выросла на 8%, продолжительность жизни сократилась на 2 года. 34% детей школьного возраста из-за отсутствия средств не ходили в школу.

В первой половине 1977 г. промышленное производство в Чили упало до уровня 1968-го, безработица выросла по сравнению с 1973 г. в 4 раза.

Вдвое выросла детская смертность, в 6 раз – заболеваемость туберкулезом.

В 1982 г. спад достиг дна. Промышленное производство за год сократилось на 20%, разорилось свыше 800 предприятий

Из Чили эмигрировало свыше 1 млн человек – почти 10% населения страны и почти треть экономически активного населения Чили.

Экономический рост в Чили начался только в 1984 г. и составил 3,8% (пиночетовская статистика называла 6%), в 1985-м случился новый спад, в 1986-м – подъем до 5,7% (наконец то вышли на худшие показатели времен Альендо), в 1987-м – 6%, в 1988-м – свыше 7%, в 1989-м – 10% (официальные данные; на самом деле подъем в 1989-м был лишь 7,3%).

Безработица достигла 30-ти процентов.

При этом значительная часть экономического роста обеспечивалась проектом Пентагона по строительству в Чили космодрома, станций слежения и соответствующей инфраструктуры в рамках СОИ. Как только в 1990 г. это строительство было заморожено, прирост валового национального дохода Чили сразу сократился до 0,7%.

К уровню развития, достигнутому при Альенде, чилийская экономика при Пиночете так и не вернулась. В 1989 г. потребление на душу населения не дотягивало даже до уровня 1969 г. «Средний класс» в Чили в 1970 г. достигал 64% населения. В результате монетаристских «реформ» средний клас в Саньяго сократился на четверть, в Вальпараисо вдвое, это были два города, которых сокращение среднего класса коснулось в минимальной степени. В г. Антофагаста «средний класс» составлял при Альендо 42% населения, а в 1987 г. – только 8%, и это ситуация характерная для всех остальных населенных пунктов страны.

Что именно во всем этом так привлекло правительство Ельцина остается исторической загадкой.