О необычном и очень красивом доме №5 в Нагорном переулке бывшей Сергиевской слободы, я уже однажды писала. Но тогда я просто любовалась его резными узорами, описывала его добротный фундамент и ажурный кованый козырек, а об истории здания и его прежних владельцах ничего не знала. Однако вскоре после выхода той статьи на адрес редакции мне пришло письмо от Людмилы Васильевны Рябовой – внучки человека некогда построившего этот примечательный дом. Мы встретились, и теперь, я могу многое рассказать не только о прошлом здания и семьи в нем жившей, но и восполнить пробелы в истории Сергиевского кладбища и храма, давших название одноименной слободе.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
1




Цикл статей о Сергиевской слободе Орла. ЗДЕСЬ

Итак.
Здание №5 в Нагорном переулке было выстроено в 1898 году Нилом Михайловичем Чернятиным, уроженцем старинного города Старицы (ныне Тверская область). История рода Чернятиных активно изучается старицкими краеведами. Им удалось проследить их родословную до XVII столетия. Такой повышенный интерес легко объясним, ведь в этом роду была своя знаменитость – один из самобытных старицких архитекторов эпохи классицизма – Матвей Алексеевич Чернятин. 
Статья о Матвее Чернятине - http://www.staritsa-pilgrim.ru/?id=192

С конца XVIII по 40-е годы XIX века при его участии было выстроено более десяти храмов в самой Старице, Твери и близлежащих деревнях. Среди них и два самых известных старицких собора – Троицкий собор Успенского монастыря и главный городской Борисоглебский собор. Оба они сохранились до наших дней. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2. Троицкий собор. Отсюда - http://www.staritsa-pilgrim.ru/?id=192


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2. Борисоглебский собор. Отсюда - http://www.staritsa-pilgrim.ru/?id=192

Кроме храмов, им было выстроено, свыше пятидесяти светских построек: городские и усадебные дома, главные торговые ряды Старицы (не сохранились) и несколько небольших торговых павильонов, а так же уникальные белокаменные кузницы, датируемые еще концом XVIII века. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4. Кузницы. Отсюда - http://www.staritsa-pilgrim.ru/?id=192

И в каждой из этих, казалось бы, рядовых городских построек проявился неординарный талант зодчего, его неповторимый «чернятинский» стиль.

К сожалению, никто из потомков Матвея Чернятина не пошел по его стопам и не стал заниматься архитектурой. Герой моего сегодняшнего рассказа Нил Михайлович Чернятин, родился в 1853 году и был внуком старицкого зодчего. Для себя он выбрал профессию машиниста. Получил образование и стал работать сначала на Николаевской (Петербург-Москва), а затем на Московско-Рижской железной дороге.
Фотография Нила Чернятина. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5

Первое время он еще жил в Старице. Женился, на местной уроженке Матрене Григорьевой. В 1877 году у них родился сын Василий. Но потом что-то случилось – жена умерла, судьба Василия Ниловича Чернятина старицким краеведам не известна.

В 1880-90 годах (точнее трудно сказать), Нил Михайлович Чернятин по долгу службы переехал в Орел. Здесь в 1898 году он купил участок в Сергиевской слободе и выстроил этот самый дом, деревянный на высоком каменном фундаменте. В том районе, недалеко от вокзала, жило много железнодорожников, и все они числились в приходе Иверской церкви.
Теперь зная историю семьи Чернятиных, я замечаю в доме №5 по Нагорному переулку отголоски «старицких» традиций архитектуры. Это, прежде всего высокий, с добавлением белого камня фундамент здания. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6.

Белый камень активно использовался в строительстве домов и храмов Старицы, в том числе и выстроенных Матвеем Чернятиным. Утонченный художественный вкус, доставшийся Нилу Михаловичу от деда архитектора, проявился в выборе резьбы для фасада здания. В нашем городе она аналогов не имеет, и кто знает, может ее делали знакомые хозяину старицкие мастера или Нил Михайлович привез резчиков из Москвы, где часто бывал по работе.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9


Посмотреть на Яндекс.Фотках
10


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11

По словам Людмилы Васильевны под стать резному фасаду здания была некогда и его внутренняя обстановка. Из своих рабочих поездок Нил Михайлович привозил дорогую мебель, персидские ковры, картины, часы и вазы… Так же, кроме дома на участке была собственная баня, несколько сараев, колодец и огромный подвал (им жители улицы в войну пользовались как бомбоубежищем). Большую часть участка занимал фруктовый сад.
План дома и участка. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
12

Из общей массы орловских старинных зданий, дом №5 выделяют и его размеры. По меркам XIX века он очень большой. Прижимистые орловские купцы строили для себя дома такого размера с расчетом на то, что часть их комнат будет сдаваться жильцам. Но Нил Михайлович жильцов не держал, и строил такие апартаменты только для себя и своей новой, большой семьи. К моменту строительства дома, в семье Нила Михайловича и его второй супруги Елизаветы Михайловны уже было четверо детей. Старшему сыну Ивану уже было 16 лет, младшей, на тот момент, дочери Клавдии – 3 года. 
Елизавета Михайловна (сидит) с матерью, сестрой и детьми.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
13

Всего же в семье родилось 12 детей – Иван, Петр, Николай, Сергей, Клавдия, Михаил, Георгий, Владимир, Мария, Анна (мама Людмилы Васильевны), Арсений, Павел. Самый младший сын Павел родился за год до революции в 1916 году. Увы, семенной идиллии этого большого и уютного дома не суждено было продлиться долго.
Первая трагедия в доме случилась в 1921 году, когда от тифа, почти одновременно умерли родители - Нил и Елизавета Чернятины. Осиротевших маленьких братьев и сестер взял на содержание старший брат Иван. Многие сыновья Нила Чернятина пошли по его стопам и стали работать на железной дороге. До войны почти все они, с семьями и детьми еще жили в доме по Нагорному переулку. В оккупацию в доме квартировали немецкие солдаты. Одного из младших сыновей – Георгия, расстреляли за связь с партизанами. Еще двое – Михаил и Владимир умерли, едва вернувшись с фронта от ран и истощения.
Кроме истории дома и семьи, я расспрашивала Людмилу Васильевну о судьбе Сергиевских храма и кладбища находившийся в двух шагах от дома на месте послевоенных корпусов завода «Текмаш». 
Старых снимков этого храма осталось совсем мало и на всех из них, из-за густых деревьев видна только колокольня. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
14. Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня».

По ее словам, и вопреки тому, что мне было известно раньше, до, и какое-то время после войны, территория кладбища была открыта и детвора с близлежащих улиц очень любила там играть. Прятались в основном за огромными мраморными памятниками, а самые смелые – забирались в полуразрушенные склепы. В войну храм и кладбище пострадали мало. Старинную церковь взрывали уже в 1950-годы при расширении территории завода. Тогда же стерли с лица земли и кладбище.
После того как не стало храма и кладбища пейзаж местности сильно изменился. В наши, от всей Сергиевской слободы дни неизменными остается только несколько деревянных жилых зданий. Из них лучше всего сохраняется «дом Чернятиных». И хотя со временем даже такой большой дом стал тесен для разросшегося семейства, и дети и внуки Нила Михайловича постепенно покинули его (кто-то из них до сих пор проживает в Орле, а кто-то навсегда уехал отсюда), но и сейчас в одной из частей здания продолжают жить потомки рода Чернятиных. История дома и семьи продолжается. 

Источники информации.

http://www.staritsa-pilgrim.ru/?id=192

http://starica-volga.ru/istoriya/belokamennyx-del-master-iz-staricy.html/

«Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Оригинал