Поделюсь черновыми мыслями.


Если не случится каких-то ярких неожиданностей типа высадки марсиан, или если Путин не сможет отступить, удачно лавируя, что трудно, но возможно, а "крымско-новороссийский кризис" будет продолжаться и далее, и Россия будет вовлекаться в него такими же темпами как и сейчас, то


1. нынешний режим станет обречен. В отличие от Каспарова и Пионтковского я не каркаю об этом всякий раз после обеда. Так что прошу дочитать дальше. Возможны какие-то политические пароксизмы с уклонами в шовинизм (правда какой нации? о русских Путин даже говорить боится) или в какое-то сектантство, и даже, на первых порах успехи (рапортуют о русских знаменах, о разгроме бандеровцев или талибов, или агентов госдепа в Донецке или под Москвой, публика будет рукоплескать и мы увидим сладкие кадры на ТВ). Политически поддерживать режим российскому патриоту, русскому патриоту, просто ответственному гражданину - бессмысленно. Какую-то лояльность, конечно, соблюдать следует, хаос в стране никому не нужен. Но одно дело лояльность и даже законопослушность, а другое -- политическая поддержка.


2. Отсюда следует, думая о будущем (в масштабе 5-10 лет), что имеет смысл рассматривать лишь альтернативы "стабилизму" (для нынешнего режима и слово-то не найдешь).


3. Альтернативы будут возникать на основе конфликта, проистекающего неумолимо из крымско-новороссийского кризиса. Тот курс, который привел к нему, неизбежно будет отброшен, политически значимы лишь альтернативы, возникающие на основе отрицания этого курса (политики-то увы, могут остаться и прежними, мы помним перекрашивание КПСС).


4. Есть две альтернативы. Первую я назову циммервальдистской. Напомню: в Циммервальде крайние социалисты Европы выдвинули лозунг: превратим войну империалистическую в войну гражданскую. Ленин был там среди главных заводил. 
Сейчас циммервальдистами я считаю: Немцова, Каспарова, Пионтковского, многих ораторов "Эха". Прошу извинить названных пофамильно, если я ошибаюсь в них. Но они сами ничего не сделали, чтобы отделиться от такого сравнения. Мне важно в этом черновике лишь очертить политическое направление, а не обругать кого-то.


5. Второй альтернативе я затруднюсь дать название. В нашей политической истории мало хороших примеров. А вторая альтернатива мне нравится. Эта альтернатива основана на тех добрых качествах русской нации в которые мы все привыкли верить, которая выражена в нашей культуре. Сегодня я бы назвал ее как "патриотический пацифизм" или, шире "патриотическая открытость". Интуитивно его нащупывают многие: политики, начиная от известных А. Навального с Г. Явлинским, Крылова, В. Федотова и кончая "республиканской альтернативой" и "христианскими демократами" "национал-демократами" даже анархистами и многие публицисты. Прошу извинить, что перечисляю не всех.


Борьбой циммервальдистов и патриотических пацифистов и определяется стратегическое будущее России.


Происходящее в путинском окружении столь же не имеет значение, как не имели значения перестановки в последних правительствах Николая второго и сплетни вокруг Распутина. Они интересны лишь как "подсобный материал" политической борьбы очерченных мною групп и социальных настроений.


Правда, у Кремля, как я пишу в начале, есть шанс вернуть себе некоторую политическую значимость начиная отступление и отходя от милитаристского и даже псевдомилитаристского курса (я извиняюсь за загадочность фразы, но в действиях кремля отличить симулякр от подлинного абсолютно невозможно. Но даже симулякры милитаризма губительны России). И, также, у него еще долго будет оставаться возможность натворить неимоверное количество бед, даже не осознавая этого, и ответственность за которые будем нести все мы, точнее сказать - те из нас кто их переживет.


Вот такие у меня получились, сбивчивые вероятно, мартовские тезисы. Прошу высказаться. 


Порой я пишу "можно вежливо критиковать и хвалить не стесняясь", а сейчас скажу иначе: подумайте и не стесняйтесь сказать все, что придет на ум.


Кстати: придет "на ум" или придет "в ум"? "на Украину" или "в Украину"? Вопрос про ум неизмеримо важней, а мы почему-то обсуждаем не его.

Оригинал