Для меня очевидно, что во всех вопросах нужно быть последовательным и действовать исходя из заявленных принципов. Да, бывают случаи, когда изначальные мнения были ошибочны, но тогда ошибку нужно признать, объявить об этом и исправить последствия.

Так вот:

Если мы признаем право украинского народа сопротивляться неэффективной проворовавшейся власти и по средствам «Майдана» добиться отстранения ставших (по мнению протестующих) нелегитимными Президента и Правительства, то мы также должны (ОБЯЗАНЫ) признать право другой части этого народа поднять вопрос о самоопределении в любых границах.

Любая революция (а события на Украине, безусловно, революция) — это всегда пересмотр принципов существования правительства и государства. Без кардинального пересмотра правил функционирования государства все революционные жертвы бессмысленны. На Майдане умирали не за то, чтобы сменить Януковича на Кличко и разойтись довольными по домам.

Но как дальше будет жить Украина, должно быть решено в ходе долгих переговоров, торгов, референдумов, соглашений и консультаций. Мне совершенно очевидно, что в рамках этого процесса жители Донецка и Харькова могут потребовать создания федерации, а жители Крыма потребовать независимости. А почему, собственно, нет?

Напомню, что в ходе демократических преобразований в СССР Россия отпустила все союзные республики, Чехия — Словакию и так далее.

Наибольшей опасностью в ходе установления пост-революционных правил является желание какой-нибудь из сторон добиться своих интересов силовым подавлением, в том числе военным. Этой стороной может оказаться как ликующий «Правый сектор», так и реваншисты из «Партии Регионов», да кто угодно, в условиях сегодняшней неопределенности доступ к военным базам и полицейским участкам может захватить любая группировка и нехитрыми манипуляциями спровоцировать гражданскую войну.

Вероятно, в Украине сейчас нет силы, которая могла быть фактором сдерживания для экстремистов той или иной политической ориентации. А без такого сдерживания прийти к мирному консенсусу по болезненным вопросам дальнейшего функционирования государства практически невозможно.

Поэтому мое мнение по второму вопросу, вынесенному в заглавие, да, России стоило бы ввести в Украину войска, но исключительно в рамках международной миротворческой миссии ООН. Голубые каски должны встать возле каждого украинского военного склада и проследить, чтобы ни один имеющийся там арсенал не был употреблен по назначению. У Путина еще есть шанс инициировать такую миссию, и, наверное, это единственная возможность не попасть в мировую изоляцию в качестве агрессора. Но пока все идет по наихудшему сценарию ненаигравшихся в детстве в войнушку.

А в связи с тем, что в России куда популярнее идея не независимости, а присоединения Крыма («Исконно русской земли» Sic!), у меня есть ряд вопросов к сторонникам этой идеи:

1. Согласны ли вы с тем, что допустимо ставить вопрос отделения Кавказа от России?

2. Имеет ли право, допустим, Карелия, провести референдум о присоединении к Финляндии?

3. Какова будет ваша реакция, если Германия будет в массовом порядке выдавать паспорта жителям Калининграда?

4. Следует ли Японии вернуть «исконно японские» Курилы?  

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ