Против пыток и насилия в правоохранительной и пенитенциарной системах - такая тема конференции, проходящей в Москве 20-21 февраля 2014 г., в Доме Русского зарубежья им.А.Солженицына.

Выступившие на конференции были практически единодушны: пытки в России - это повседневность (что и доказали сами организаторы, продержав всех голодными с 10 до 16 часов).

Впервые на моей памяти Уполномоченный по правам человека В.Лукин высказался так определенно и точно о пытках в системе МВД и ФСИН. Как близость окончания срока полномочий конкретизирует речь!

Много было сказано добрых слов о правозащитниках в ОНК, и много недобрых: что многие члены ОНК в плане своей психологии недалеко ушли от тех, кого они проверяют. 

Но главное - нужно поставить цель: "Россия - страна без пыток".

Всё, что для этого нужно - точно выраженная политическая воля. А её пока нет. 

К тем сотрудникам правоохранительных органов, кто применял насилие, следствие и суд очень снисходительны, и даже вынося-таки приговор, дают срок условно. 

Не менее категоричен  был и Уполномоченный по ПЧ в Москве А.Музыкантский.  Привел как пример избиения подсудимых в конвойных помещениях московских судов. Отметил, что в частных беседах должностные лица подтверждают наличие электрошокеров у сотрудников конвойных подразделений. Но это прямое нарушение закона о полиции,  и никто не реагирует на такое нарушение закона.

Интересную мысль высказал представитель ФСИН: по его мнению, основная проблема российских мест лишения свободы - это недостаток жилой площади. Показательно. Не насилие, не отношение к осужденному как грязи, который должен в полной мере пострадать пока сидит, нет. Квадратных метров мало, 2 по норме. Как только выполним рекомендации Европейского союза, и будет приходится на одного осужденного по 7 кв.м, то и проблемы все исчезнут.

Адвокат Генри Резник, привел в сравнение средневековую Европу, где пытки пышно расцвели в период клерикализации общества. Актуально и для периода поиска духовных скреп.

В целом и многие другие выступающие были единодушны - пытки недопустимы.

Но вот в предлагаемых механизмах единодушие не появилось. Официальные лица полагают, что нужно усовершенствовать ныне существующие механизмы, правозащитники уверены, что нужно систему менять. Понятно, где истина, но вопрос, что делать буквально завтра, после первого дня заседания остался открытым.