Олимпиада в Сочи пока не приносит России и её президенту желаемых результатов. В смысле медальных. Хочется сказать – «лиха беда начало… русские долго запрягают… главное не победа, а…». Впрочем, всё это мы уже говорили. Четыре года назад. В Ванкувере. Но ведь открытие прошло хорошо. Дорого. Красочно. Хлебосольно. И никто не был ущемлён. По крайней мере, так, как в 80-м, когда за три месяца до той московской Олимпиады в Саранске (столице Мордовской АССР) беременным женщинам перестали давать по талонам молоко. Кто-то после этого будет доказывать, что сегодняшняя Россия почти то же самое, что и Советский Союз? Надо просто сравнить в деталях…
У меня с зимними видами спорта никогда не складывалось, ни лично, ни болельщицки. Другое дело, Путин, он за Сочинскую Олимпиаду бился аки лев ещё в 2007-м в Гватемале (возможно, потому, что с летней постоянно пролетаем, Россию в мире до сих пор воспринимают страной вечного снега). А как получилось, так воспарил летающим лыжником с гигантского трамплина. Обещал грандиозное шоу «зима в субтропиках», невзирая на все сложности и откаты – пожалуйста, получите. Жертвы и издержки не имеют значения. Как и в победе над фашизмом.
И вот всё прошло. Олимпийский огонь прошёлся по России, раздражая несытую провинцию излишней помпезностью ритуала, слетал в космос, опустился на дно (Байкала) и успокоился в Сочи. С ним успокоились многие ярые критики режима – «не Олимпиада распил придумала», «те миллиарды всё равно никуда не дошли бы, кроме оффшоров», «зато Ходорковский на свободе», «два унитаза лучше, чем просто дырка в полу», «будем болеть за наших». Всё правильно, что не так?..
Но Олимпиада когда-нибудь закончится (через две недели точно). Город Сочи останется с новой инфраструктурой и жуткими ценами (в нашей действительности они никогда не снижаются). Наша Олимпийская сборная получит то место в командном зачёте, какое она заслуживает по факту. Гости разъедутся с богатыми впечатлениями и ощущением праздника в душе. Ну, а россияне останутся… с Путиным. С новым, старым (до 2008 г.), прежним? Вот, где интрига.
Чего не отнять у нашего президента, так это умения учиться. Не управлять страной (по мне, так это врождённое), а собой, держать нос по ветру и следовать за изменениями его курса. Путин никогда не повторит классическую ошибку с вежливым равнодушием – «она утонула», скорее, лично возглавит спасательную операцию. И он не будет «закручивать гайки» до того момента, пока резьбу не сорвёт. Обращали внимание, как он смотрит на Януковича? С брезгливой жалостью – «такую страну получил почти на халяву и так бездарно её про…л». Московского Майдана Путин не допустит, будьте уверены.
Впрочем, ему и неоткуда взяться, этому майдану. Как бы не стонал народ (больше по привычке), он стал жить хорошо. Даже в сравнении с советским прошлым, о котором многие имеют глупость ностальгировать. Вспомните, чем для исключительного большинства советских граждан был персональный автомобиль? Тем же, что сегодня личная яхта океанского класса. Зато вместо позорных «Жигулей» мы покупаем новенькую иномарку, которые уже некуда ставить в наших дворах. В рассрочку, как когда цветной телевизор или кассетный магнитофон, но докажите мне, это не иной уровень комфортности жизни. И с квартирой тоже решаемо, ипотека, по сути, мало чем отличается от жилищного кооператива. Зато теперь не надо прописывать на свою площадь бабушку из деревни, чтобы чужие люди разрешили тебе купить дополнительные метры за свои же деньги.
В этом нет личной заслуги Путина, цена барреля нефти росла без его участия. Но это случилось при нём…
Путин разный (как и мы все). Но он точно не придурок (как депутат Милонов), не истерик (как журналист Леонтьев), не природный юдофоб (как «общественник» Шевченко) и не заполошный антиамериканист (как писатель Проханов). В экономике он либерал, о чём сам частенько любит напоминать (правда, подпорченный теорией «государственного управления капитализмом»). И не только на словах, всё время держит рядом с собой Кудрина, не обращая внимания на возмущённый ропот толпы. Значит, не собирается сворачивать с этого курса. Уже хорошо.
Впрочем, история знает немало примеров, когда либерализм в экономике соседствовал с авторитаризмом в госуправлении. И я с тревогой прочитал рассказ Владимира Рыжкова о встрече представителей оппозиции с президентом в Кремле. Подобные междусобойчики естественным путём располагают к мысли, что за столом собрались свои люди, можно расслабиться (чай, не западные журналисты) и разоткровенничаться. Вот Путин и позволил себе… на вопрос «не слишком ли сильно зажимаете?» вздохнул – «боюсь, что слишком слабо зажимаю».
У Владимира Владимировича (он этого, кстати, не скрывает) есть два отрицательных примера в отечественной истории – Николай II и Горбачёв (третий, ельцинский, он по понятным причинам оставляет за скобками). Оба добровольно отказывались от власти, и оба раза страна разваливалась. Я же наоборот, ещё в начале 80-х на фоне тех постыдных «гонок на лафетах» (каждый год по генсеку хоронили) смущал всех разговорами о том, что последний русский царь достоин памятника не меньших размеров, чем безымянные «Рабочий и колхозница» («Петра Первого» Церетели тогда ещё не стояло). Казалось, уму непостижимо – человек сам отказался от власти над империей (отрёкся от престола, а не стал отстреливаться до последнего патрона), отличный пример для всех этих брежневых-андроповых-черненко. Путин таких мыслей до себя не допускает. Не потому, что так уж держится за своё кресло, как мне кажется. Просто и последнего царя, и первого президента СССР к этому вынудили обстоятельства, наш такого не только допустить, но даже представить себе не может. Отсюда и соответствующее отношение к сегодняшнему Януковичу.
Конечно, Россия – не Украина во многих смыслах, нам разваливаться некуда (разве что Кавказ отделится, но он сам не хочет). Однако последнее закручивание гаек пришлось именно на протестное движение 2011 года, логично пришедшееся на пик экономического кризиса. Ну, а сейчас чего бояться с нашей сырьевой ориентированностью, если мировая экономика постепенно выздоравливает? Конечно, не стоит забывать и об альтернативных источниках энергии – рапс там, сланцевый газ, разные электромобили…, но у нефти ещё лет двадцать есть в запасе, как минимум. Соответственно, и у Путина. О том, что российская оппозиция, увы, пока не имеет внятного лидера даже уровня боксёра Кличко, говорить, я думаю, излишне…
Весь последний месяц в интернете была популярна «олимпийская» теория нынешней «оттепели», мол, Ходорковского, Фарбера и Пуссей выпустили на свободу для привлечения глав мировых держав в Сочи на открытие Игр. Как мелко, господа! Наоборот, если праздник зимнего спорта пройдёт без эксцессов, Путин ещё покрутит пальцем у виска в адрес не приехавшим – такое зрелище пропустили, лохи.
Я бы лично связал сегодняшнюю либерализацию с возвращением в Кремль Суркова. Пусть и на странную должность, но ведь именно Влад в период большой нефти был «серым кардиналом» российской придворной политики. Ходы с ослаблением режима как раз в его духе, Володин для них слишком прямолинеен и прост. Кстати, история с «Дождём» тому подтверждение – так и вижу Влада, режиссирующего примирение блокадников с журналистами. Думаю, именно он и посоветовал боссу дать откат с официальной гомофобией. Тот закон, кроме интереса к теме, ничего практического в жизнь не привнёс.
Почему Сурков так долго продержался при Путине и снова к нему вернулся? Потому что они игроки. Их стиль – разводка (ну и разведка). Не как у Володина, даже внешне похожего на конвойного «сапога». Чем шире поле для политического манёвра, тем этим двоим комфортнее и спокойней. Впрочем, как и нам.
Поэтому не нужно опасаться окончания Олимпиады, ничего страшного за этим не последует. ИМХО, конечно…