В  я уже излагал возможности социальных сетей для построения добрососедских и экономических отношений. Но та часть касалась обмена того, что есть в излишке на то, что тебе не хватает. А можно ли пойти дальше и вести в такой системе бизнес? Так сказать, С2С (citizen to citizen) — в обход любых государств.

Что такое деньги в современное время? Это даже не бумажки, это некоторые условные единицы, на которые люди согласны менять товары и услуги. Чем популярнее валюта, тем дороже она стоит. Тут государства соревнуются между собой. Но в оборот уже потихоньку внедряются «денежные» единицы (например, биткоины), не привязанные к каким-либо государствам и территориальным образованиям. Эмиссия и движение этих валют открыты и децентрализованы. Программное обеспечение сделано на открытых кодах (любой может посмотреть, как устроен этот механизм). Наступает эпоха криптовалют.

Нет нужды объяснять кому-то, что экономическая среда в нашей стране очень агрессивна. Чтобы открыть свой маленький бизнес, нужно пройти через такую головоломку.


Хорошо, если ты работаешь сам на себя. А если берешь на работу сотрудника, то сложность ведения бизнеса увеличивается в разы (и без бухгалтера никак, и трудовая инспекция будет дергать, и в Пенсионный фонд ежеквартально сложный отчет сдавать). Продираться через эти дебри у деловых людей нет никакого желания. Когда коллектив большой, то административный аппарат занимает уже добрых 20—25% численности. Уже нужны и юристы, и экономисты, и инженер по ТБ и даже ответственный по ГО и ЧС на случай ядерной войны или химической атаки.

Сейчас сделаем небольшое лирическое отступление.

Представьте, что мы находимся на самом большом корабле в мире. Этот корабль был когда-то одним из самых быстрых и современных. Но сейчас всё уже совсем не так. Дело даже не в капитане и в том, что он никогда ничем не рулил (бывали и не такие), а в том, что всё только на него завязано. Вы не можете вести на этом корабле какую-либо реальную деятельность без одобрения кучи каких-то непонятных людей. А корабль требует внимания, ремонта и реконструкции. Более того, внимательные пассажиры видят, как с этого лайнера бегут крысы. Стаями бегут, перебираясь на соседние более мелкие, но презентабельные корабли. Крысы живут в трюмах и всегда в курсе, как там обстоят дела на самом деле. При всём этом, большинство пассажиров корабля ничего всерьез не беспокоит. Им не нужен капитальный ремонт из-за неудобств, которые с этим связаны. Они даже не любят, когда в их коридоре чего-то меняют, прокладывают и шумят. Им тепло и комфортно, запасы в трюмах позволяют им так себя чувствовать.

Но часть пассажиров понимает, что дело может закончиться плохо — или потонем, или навечно сядем на мель. Техническая изношенность превышает все допустимые пределы. Пробиться к капитанскому мостику нет никакой возможности — там колючая проволока, псы и автоматчики. Пора обратить внимание на шлюпки: не для того, чтобы бежать, а чтобы спастись (и спасти как можно больше пассажиров), когда корабль начнет тонуть. Или использовать эти шлюпки, чтобы с них вести реконструкцию корабля, не взирая на окрики с палубы. Что будет в это время на корабле, я не представляю, да и не очень-то и хочу. Но капитанский мостик к тому времени охранять уже точно никто не будет. Да и будет ли на мостике кто-нибудь?!


В общем, надо успеть создать гражданское сообщество до того, как ресурсы иссякнут, а государственный строй рассыплется, как карточный домик. Самые крепкие связи, которые могут связать широкий круг лиц в ближайшей перспективе — это связи хозяйственно-экономические (будем реалистами все-таки). И у нас есть система связи друг с другом (Интернет) и определенное доверие к некоторой группе тоже есть.

Теперь подойдем с другой стороны — с потребительской. Моя семья потребляет товары и услуги, которые предоставляют, по сути, другие граждане. Вот так выглядит распределение расходов по статьям за прошедший январь (я пару месяцев в году веду строгий учет).


Примерно четверть этих расходов приходится на услуги и товары, которые предоставляют (или могут предоставить) мне другие жители города, республики или даже страны (но в основном, жители города). Мировая тенденция потребительского общества такова, что жителю более-менее развитой страны приходится предпринимать все меньше усилий для обеспечения себя необходимым минимумом. По идее, из двух супругов работать может лишь один, но обязательно хорошо. Даже в нашей стране это так, просто нужно отбросить бесполезную деятельность, зачастую просто навязанную государством.

Это можно сделать в ограниченном социальном пространстве. Примеры создания современных сообществ в потребительской среде уже есть. Это многочисленные группы совместных закупок. Они выполняют только те действия, которые необходимы для доставки нужного товара покупателю с минимальными затратами. Поэтому уже представляют угрозу для обычной торговли — их издержки и цены в разы ниже. Но там всё же существует товарно-денежный оборот, который государство может прижать к ногтю и успешно это делает.

А во взаимоотношения С2С (граждане для граждан) государству практически невозможно внедриться. С массовой точки зрения преимущества развитого общества перед неразвитым — это образование и медицина. Нужно постараться вывести эти отрасли из под бюрократического гнёта. Он не даёт им не только развиваться, но и вообще — жить. Меня не интересует наличие дипломов, которые ничего не гарантируют, и порядок в отчетности, которую я даже смотреть не стану! Мне нужны именно образование и медицина.

А еще нужна пенсионная система. Государство не только разрушает существующую, но и не даёт развиваться никакой другой. А пенсионная система, это тоже во многом С2С, когда одни граждане содержат других за свой счет (если последние делали что-то полезное для окружающих).

Всё это экономически сложно, и, почти наверняка, изложено не самым лучшим образом. С какой стати одни граждане будут делать что-то полезное для ближних в расчете на какие-то условные бонусы?! Но в истории человеческой цивилизации такие примеры есть. Это, в первую очередь, христианские общины. Можно по-разному относиться к вероисповеданию, но сложно спорить с тем, что в них был и экономический смысл. Ведь они пережили падение множества империй просто потому, что в них существовал принцип помощи ближнему. Церковная десятина — это не налог, уходящий непонятно куда; это доля, которую каждый отдавал общине, чтобы в трудное время она выжила за счет привычной взаимопомощи.

Для того, чтобы экономическая система заработала, нужно, чтобы большая часть людей была готова что-то для этого отдать. Ничем особенным жертвовать не надо. Просто часть своей продуктивной деятельности нужно отдать своему сообществу, чтобы впоследствии выжить вместе с ним.

 

P.S. Пока писал этот пост вышла новость, что Центробанк совместно с МВД готовится дать отпор криптовалютам. Ну кто бы сомневался. Значит не зря я всё это написал.