Мне хотелось пойти на фильм, чтобы ещё раз удостовериться в бессилии российского современного кинематографа. Но...
Сделать "по мотивам" из "Вий" Гоголя детективчик с поповской пародией на современные духовные скрепы, это даже для меня был неожиданный поворот.
Образ маленького озлобленного "хутора", где снаружи зло "просвещения", а внутри гниль "духовного разложения" и "кощунства в церкви". Царство суеверия со своими пророками.
Фильм, конечно, не совершенен. Бесполезное 3D, нестыковки в кадрах, реквизиты из "Ван Хельсинг", псевдо-дракулы и тощий Вий-кальмар, вырванный из сюжета Чарльз Дэнс и большое количество других нераскрытых персонажей. Но удалось.
Удалось передать атмосферу, духовные скрепы для толпы, пародийность средневековой инквизиции, попы "в овечьих шкурах".
Удивляет, что "цензура" прошла будто мимо.
Образ Отца Паисия, обитающего в землянке.
С такой идеей, с такой задумкой можно сказать, что не дотянули. Уже то, что создали режиссёры, похвально. И плеваться на кинематограф перехотелось. Сценаристы будто сознательно не ужастик ставили своей целью, а показать иную гоголевскую идею - о распутстве, пьянстве и изобличении попов. Отец Паисий - собирательный образ, в подвале его "дома" хранятся не только иконы - тут припрятано еще много чего интересного. Взглянув в современные события, понимаешь, что у многих нынешних под рясами спрятаны такие же инквизиторские спецсредства и "чудеса" голографии.
Возвышение "пророка"...
... над "паствой".
Образы великолепны. Это и картинки "демонов" для устрашения "хуторян". Частокол, как занавес от всей бесовщины извне, и что главное "изнутри". Продвинутый атеист противопоставлен злобному невежественному церковнику.
Слова от. Паисия: "...а я увидел в похоти лишь отвращение". Невероятная параллель с Храмом Христа Спасителя. "...я знаю как создать религию на чудесах, у вас в Европах научился". Ну чем не дары волхвов.
Как апофеоз - "...я новый пророк!".
Можно сказать, что в этом фильме ужаса нет?! Есть. Образ этот силён, точен и ужасающе современен.