Вездесущий Андрей Малахов успел подготовить ток-шоу прямо в день трагедии, разыгравшейся в стенах московской школы № 263. Десятиклассник Сергей Гордеев, один из лучших учеников, чья фотография была размещена на школьной Доске Почёта, застрелил учителя географии, 29-летнего отца двоих детей, также убил полицейского и тяжело ранил ещё двоих взрослых людей, некоторое время держал в заложниках своих школьных товарищей. Скороспелость, с которой готовятся ток-шоу на первом канале порой изумляют: расспросы одноклассников, родителей, педагогов, пересуды и сетования присутствующих, какие-то домыслы и предположения... В погоне за рейтингами в этой пустой говорильне не только теряется главное, но и звучат действительно страшные вещи.
Вообще, является ли этичным перемывание костей жертв и их убийцы, обсуждение сплетен и частных обывательских мнений без серьёзного предварительного расследования, выяснения причин и обстоятельств происшествия? Давно общественность бьёт тревогу об угрозе, которую несёт подобная подача информации: чем больше на ТВ охов и вздохов по поводу неадекватных и чудовищных поступков, тем выше распространение всякого рода отклонений, их повторение в ещё более омерзительных формах. Можно только поблагодарить администраторов "В контакте", которые оперативно заблокировали страницы, где шло обсуждение произошедшего, и лишь немногие могли стать свидетелями, насколько больно наше общество. Потому что нормальному человеку это невозможно читать без содрогания. Ведь наряду с соболезнованиями, выражением сочувствия появились отнюдь не единичные комментарии, в той или иной форме оправдывавшие и поддерживавшие действия обезумевшего школьника. Кто их писал? Его сверстники? Что творится в их душах? Чего ждать от тех сотен подростков, которые в течение дня подписались на страничку убийцы? Что мы сделали с нашими детьми, если они готовы зубоскалить даже в такой ситуации?
Какая-то тётка, приглашённая в ток-шоу "Пусть говорят", с пеной у рта доказывала, что у учителя был конфликт с одарённым ребёнком, и он не смог его погасить. Мол, сам виноват. Она вещала искренно, убеждённо, ничуть не стесняясь, что погибший 29-летний парень ещё остыть не успел, его жена, учительница в той же школе, в состоянии шока, а двое детей только что стали сиротами. Она-то, эта тётка, в какие виртуальные игры играет, что в ней атрофирована совесть? Кажется, будто в школьные игры - бумажные и электронные. Именно школа за последние годы прошла путь от почти безобидного "если учитель ставит "двойку" ученику, то он её ставит себе" до практически полного бесправия педагога. Но не оправдывать же убийства! Не оправдывать же насилие в любом его виде!
Возможно, и был конфликт. Но должно же в голове каждой такой тётки быть понимание, что средства разрешения конфликта, борьба за нарушенные права таковыми являются лишь в определённых границах человеческого. Есть табу. И первое из них - это посягательство на жизнь. Можно сколько угодно кричать о патриотизме, сколько угодно олимпиад проводить, его никогда не будет, пока не возобладает мнение, что жизнь и достоинство человека - вот главная ценность.