Сегодня исполняется 114 лет со дня Рождения советского кинооператора, профессора ВГИКа, обладателя Сталинских, Ленинских и других Государственных наград Анатолия Дмитриевича Головни.


Я училась у него в 1979-82 году. Хорошо помню, как он поднялся на сцену, уже будучи больным, и, дождавшись, когда молодняк угомонится, тихо сказал оператору и залу: «Никогда не ставьте осветительные приборы в поле зрения человека в кадре!». И замолчал. Зал замер от интриги – тогда мы бежали слушать Тарковского, Кончаловского, Сокурова, кого угодно, только не этих стариканов, которые мешали нам пробивать дорогу локтями. И дождался – ДИГ погас. В фильм об этой встрече вошёл кадр с темным, как на квадрате Малевича изображением, и его спокойным, уверенным в своей правоте голосом.


Те старики не сгибали спины до кончины. Я помню, как Плятт приходил на площадку к Марлену Мартыновичу Хуциеву и не садился в перерывах, а стоял и безропотно ждал, пока осветители переставляли приборы. Его спрашивали, почему он не сядет передохнуть, а Ростислав Иванович тихим и спокойным голосом отвечал: «Я же в костюме - эти треники девочки утюжили и готовили для съемок», мол, как же вам это может быть непонятно.


Мне приходилось несколько раз бывать у Анатолия Дмитриевича и его жены Тамары Лобовой (руководителя моей учебной группы) дома, на Красных воротах. Я помню эту квартиру, как если бы ушла в последний раз вчера. Как больно читать такие тексты в день памяти кинооператора - пишет его внучка, кинематографист-документалист.
«Сегодня ещё и годовщина смерти Оксаны Анатольевны Головня, дочери Анатолия Дмитриевича и моей мамы. У меня долг перед ними обоими. Сначала не предавала значения, потом не хватало времени, теперь страшно не суметь, не охватить, не донести, не осмыслить тот невероятно глубокий, но абсолютно искренний в своих человеческих интонациях, а потому и важнейший исторический(!!!- я не боюсь этого определения) материал, наследницей которого оказалась я. Это дневники, письма, заметки, фотографии... В этом году, взяла в долг у Союза Кинематографистов недостающую сумму и выкупила у "владельцев" то, что осталось после разграбления квартиры Головни. Остатки наград, плёнки, экспонометр, стеклянные фотопластинки, рассыпающиеся в руках документы...Словом, небрежный хаотичный набор "исторического хлама" в картонной продуктовой коробке. На выкуп дальнейших остатков личного архива, пока нет средств. И, скорее всего, его уже продали и распродают, т.к. Ордена Ленина и другие Госнаграды нынче в цене. Часть награды Венецианского фестиваля( коробку с пластинкой я выкупила)- собственно фигурка "Золотого Льва" где-то гуляет...Это я просто для информации, чтобы была ясна картина дня.


Теперь о важном. Есть люди, которые знали Анатолия Дмитриевича, учились у него, общались... Знаю и многих однокурсников моей мамы. Очень благодарна Марлену Мартыновичу Хуциеву, Борису Тихоновичу Добродееву которые откликнулись на публикации текстов Оксаны Головня в газете. Буду благодарна любой помощи - воспоминаниям, рассказам, характеристикам (не обязательно лестным!!), фотографиям, документам и т.д.»
    Евгения Головня, режиссер.


Вот так и живём, «под собою не чуя страны».
Почему в одиночку эта отважная и тоже (пусть она меня простит) не очень молодая женщина должна сражаться за всех тех, кому не безразлична история страны? Ведь всё, что сейчас можно увидеть из той эпохи – это «глаза», реже «глаза и уши» тех, кто ушёл, оставляя нам с вами этот зримый мир!


Может, уже достаточно баррикад и разделений на левых и правых, на белых, красных, зеленых и голубых? Может, нам вспомнить, что история – это не только мы сами, но и те, кто оставляет ее зримый образ.


Мы не можем считать себя цивилизованной страной, пока наши ныне живущие несгибаемые старики брошены на произвол тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет. Тех, кто проходит мимо, и тех, кто считает, что миру нужны молодые и успешные – миру нужны все, и иначе не бывает.


Нас ждет затяжная и морозная зима, как предсказывают синоптики. Давайте греть друг друга, пока мы нуждаемся в тепле. И, если Б. Окуджава пел «Возьмемся за руки, чтобы не пропасть», то теперь, видимо, нужно спеть «Давайте попробуем не затоптать друга в гонке за наградами, победами и жилплощадями». А то пропадём и не заметим.