Песня Атоса из популярного советского фильма "Три мушкетера и Д'Артаньян." Лилия- клеймо воровки в виде латинской буквы «V» была выжжена на плече Миледи...
Жанна де Ла Мотт и история с ожерельем
История с ожерельем— столько в ней интриг и коварства. А перечисление лиц, участвовавших в ней, даст честь любому приключенческому роману — королева Мария Антуанетта, граф Калиостро и знаменитая мошенница, ставшая прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» — известная авантюристка Жанна де Ла Мотт.
Жанна де Люз де Сен-Реми́ де Валуа́ родилась в небольшом городке Бар-сюр-Об в 1756 году. Она была хороша собой, умна, и к тому же в её жилах текла кровь Генриха II Валуа. Неудивительно, что Жанна постоянно стремилась к богатству. Однако долгое время её мечты совсем не хотели осуществляться. Сначала разорилась семья Жанны, затем умер отец — единственный кормилец.
Жанна де Ла Мотт
Детство и образование Жанны де Ла Мотт
Мать Жанны с раннего детства учила дочь, как зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Девица быстро освоила эту науку и вскоре нашла себе пару под стать — гвардейского офицера графа Ла Мотта . Правда, никаких оснований для этого титула, кроме страстного желания быть дворянином, у него не было. Муж юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести.
В начале 80-х годов почтенная парочка перекочевала в Париж. Первое время молодые супруги жили весьма стеснённо, пока муж не понял, что прелести жены могут приносить недурной доход. Без особых усилий Жанна завязала два особенно важных знакомства.
Первое – с кардиналом де Роганом, епископом Страсбургским. В результате Никола де Ла Мотт был произведён в чин ротмистра драгунского полка, а Жанна получила значительную сумму «на булавки». Второе знакомство – со знаменитым Джузеппе Бальзамо, уже прославившимся под именем графа Калиостро, магом, алхимиком, масоном и прочая, и прочая.
Кардинал де Роган и граф Калиостро ввели Жанну в высшее общество, банкиры открыли Ла Моттам кредит. Графиня говаривала: «Милостыню можно просить лишь тогда, когда приезжаешь за ней в собственной карете».
Супруги обзавелись особняком и зажили на широкую ногу. К ним зачастили знатные господа, и Жанна с таким знанием дела рассказывала о тайнах парижского двора, что ей все поверили. Более того, она то и дело проговаривалась о сердечной дружбе с королевой Марией-Антуанеттой. Эта легенда настолько укоренилась, что начали даже шептаться об интимной связи между прелестной графиней и королевой, не удовлетворённой в браке.
Юность и личная жизнь Жанны де Ла Мотт
«В первые годы царствования Людовика XVI Роган был французским послом в Вене. Австрийской императрице Марии-Терезии не понравился француз, чуть ли не ежедневно устраивавший шумные охоты и пиры, отличавшийся в стрелковых состязаниях и вообще явно не принимавший всерьез свой духовный сан… Эту антипатию к кардиналу Мария-Терезия сумела передать и своей дочери – жене Людовика XVI Марии-Антуанетте…
Кардинал де Роган
В Париже Роган был принят королем, но всесильная Мария-Антуанетта отказалась его видеть. Кардинал, в своих мечтах уже видевший себя первым министром Франции, впал в совершенную немилость. Несмотря на все усилия Рогана и его слезные мольбы, излагаемые в письмах к королеве, которые валялись непрочтенными, доступ кардиналу ко двору оставался закрытым»- „Тайны Франции“ Е. Черняк.
История с ожерельем начала развиваться за 10 лет до описываемых событий. Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто огромной-один миллион шестьсот тысяч ливров.
Но в 1774 году Людовик умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги лучше купит несколько военных кораблей. Ювелиры пытались воздейстовать на Марию Антуанетту, но та оглядела сверкающее бриллиантами ожерелье и сочла его слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены — материалы они закупали на свои деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму.
И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка Ла Моттов и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план, в котором роль одной из жертв обмана была уготовлена для Луи де Рогана, который как и прежде жаждал получить к своей персоне расположение королевы. Жанна же постоянно подчеркивала в разговорах с ним о своей мнимой дружбе с Марией Антуанеттой и утверждала, что может помочь ему завоевать хорошее расположение при дворе.
Идеи Жанны де Ла Мотт
Однажды Жанна прибыла к Рогану с сенсационной новостью — королева сегодня хочет видеть его на свидание в Версальском парке. Вечером Роган прибыл в парк и в уединенном месте действительно увидел Марию Антуанетту, которая благосклонно побеседовала с кардиналом и подарила ему свою розу. Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией Антуанеттой просто поражало. За определенную плату она согласилась сыграть роль королевы. Вскоре Жанна сообщила доверчивому Рогану, что Мария Антуанетта очень хочет заполучить ожерелье, но не без его помощи. Якобы она хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 600 000 ливров, поэтому она просит Рогана стать ее поручителем и лично передать от нее письмо ювелирам. В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю кардиналу Рогану.
Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация Рогана и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье, обозначив график погашения кредита и назначив первую дату проплаты. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии Антуанетты.
В скором времени, не дождавшись первой обещанной суммы за оплату украшения, ювелиры написали письмо королеве, в котором просили внести часть суммы. Мария Антуанетта в ответ выразила свое недоумение — никакого ожерелья она не покупала. И тут всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерской подделкой. Первым делом все кинулись к ничего не подозревающему Рогану, а тот указал на госпожу Ла Мотт. К этому времен супруг авантюристки успел сбежать.
Арест Жанны де Ла Мотт
Жанну де Ла Мотт задержали и направили в Бастилию, а вместе с ней и ее помощников Рогана и графа-авантюриста Калиостро. Не было только графа Ла Мотта, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.
А в Париже тем времен начался процесс века — разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор — кардинал Роган и граф Калиостро оправданы (правда, последнему велено в течение двух недель покинуть столицу).
Приговор в отношении главной героини этой скандальной истории гласил: подвергнуть Жанну де Ламотт публичному сечению и заклеймить буквой «V» (voleuse – воровка). 21 июня 1786 года этот приговор был приведен в исполнение, после чего Жанну отправили в исправительную тюрьму.Но вскоре она из нее исчезла таинственным образом. Появилась авантюристка в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.
Теперь у нее самой «появилась возможность разыгрывать роль обвинительницы, безнаказанно печатать бесстыдную ложь и клевету», – пишет Стефан Цвейг. – Более того, поскольку во Франции и в Европе имеется огромное количество любителей «разоблачений» подобного рода, она вновь может зарабатывать большие деньги.
Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии Антуанетты — французы свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле.
Мнимая смерть Жанны де Ла Мотт
Вскоре по Франции поползли слухи, что знаменитая авантюристка умерла. По одной из версий, страдая манией преследования, в припадке безумия Жанна де Ламот в 1791 году выбросилась из окна, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства.
Но история французской авантюристки неожиданно получила продолжение в… России. Согласно легендам, в конце XVIII века в Российской столице появилась некая французская графиня Жанна де Гаше. По Петербургу поползли слухи: Жанна де Гаше владеет какими-то сокровищами, которые она приобрела, убив или крупно обманув французскую королевскую особу. Слухи о таинственной француженке дошли до Александра I и он пригласил даму на аудиенцию. О чем шла речь во дворце, осталось неизвестным. Жанна вернулась оттуда в прекрасном настроении, а через несколько дней уехала в Крым. «До сих пор мало кто знает, что после «самоубийства» в Лондоне Жанна еще двадцать лет прожила в «чертовом домике» в крымском имении Артек, – рассказывает ялтинский краевед Татьяна Минаева. – Об этом есть упоминание в мемуарах графа Густава Олизара, владельца соседнего имения. В дореволюционных путеводителях по Крыму также постоянно встречается имя мадам де Гаше».
А. А. Боше, душеприказчик покойной графини, так описывал ее жизнь в Крыму в журнале «Русский архив» (1882 г.): «Мадам Гаше-Валуа – старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были покрыты черным бархатным беретом с перьями. Лицо умное и приятное… Многие перешептывались о том, что в ее судьбе есть что-то таинственное. Она это знала и молчала, не отрицая и не подтверждая догадок».
Когда местные жительницы обмывали ее тело после смерти, то увидели, что на плече у нее клеймо в виде латинской буквы «V». Никаких бриллиантов при ней не нашли...
Могила Жанны де Ла Мотт
Графиню похоронили на кладбище близ селения Эльбузлы. Раньше на могиле графини стояла плита из белого мрамора, украшенная каменной бурбонской лилией. Затем плита куда-то исчезла, а могила затерялась.