(по правилам сайта можно, но извините, это копипастинг)
Сорокин настаивал на том, что цивилизация, общество и человек не смогут существовать без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей абсолютного характера
23 января 1889 года родился известный русско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин.
Питирим Александрович Сорокин появился на свет в Вологодской губернии (ныне - республика Коми) в семье мастера по украшению икон. В пять лет он лишился матери, а вскоре вместе со старшим братом ушёл из дома из-за отцовских побоев. Несмотря на юность, братья быстро нашли работу: брали заказы на украшение церквей и неплохо жили. Благодаря протекции одного из священников Питирим получил образование. Он поступил на первую в России кафедру социологии в Психоневрологическом институте, основанную известными социологами Роберти и Ковалевским, а в 1910 году перешел на юрфак Петербургского университета, где и остался после окончания обучения для подготовки получения звания профессора. В 1922 году был выслан из страны, как и многие другие философы. Правда, не на "философском пароходе", а на поезде. Именно это обстоятельство не позволяет учёным считать Сорокина резидентом "философского парохода". В 1931 году он основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1965 году Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации.
1. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Он сформулировал и ввёл в научный оборот основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности. Внутри социальных групп страты (слои) по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным. Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции, которую Сорокин определяет как "машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения".
2. Популярная нынче идея "социальных лифтов" - тоже является изобретением Сорокина. С его точки зрения, социальные группы или индивиды обладают также мобильностью — вертикальной или горизонтальной (теперь это называют "лифтом" внутри группы или между группами).
3. Согласно Сорокину, цивилизация бывает трёх типов: идеационная, сенситивная и идеалистическая. Идеационная основана на вере в Бога; сенситивная - на материалистической позиции, её идеалом является богатство и комфорт. Идеалистическая цивилизация возникнет на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения.
4. "Чувственное право" - понятие, сформулированное Сорокиным. По его мнению, в XX веке, вместе с общим кризисом мировой цивилизации, постепенно начала приходить в упадок и система чувственного права. Утрачивая былую действенность, она открыла путь грубой силе, видящей в морально-правовых ценностях всего лишь условности, которыми легко можно пренебречь. На этой волне во многих странах воцарились тоталитарные режимы. Эффективное противостоять "праву силы", по мнению Сорокина, может лишь возврат к идеациональному праву. Сорокин настаивал на том, что цивилизация, общество и человек не смогут существовать без Бога, без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей абсолютного характера.
Источник: http://vmdaily.ru/news/2014/01/23/pervij-russkij-sotsiolog-4-glavnih-idei-pitrima-sorokina-232112.html