Низкие души не верят, что есть великие люди,
ничтожные рабы насмешливо улыбаются, слыша слово «свобода».
Ж. Ж. Руссо
Чего недостает понятию «свобода», так это самого беспощадного лингвистического анализа. Без него свобода — слишком истерзанный клич.
Ш. Монтескьё: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений, как слово свобода».
Великие идеи потому так легко оскверняемы, что неопределимы. А на каждое определение слишком часто можно дать такое же, но противоположное ему.
Свобода — это бедность. Так учат нас Диоген и его ученики. Свобода — в нищенском рубище: такой она предстает перед нами у киников.
Свобода — это собственность и богатство, потому что богатство и власть делают человека принадлежащим только самому себе.
Свободное предпринимательство — симптом свободы. Расцвет капитализма — лучшее доказательство…
Свобода зависит от конкуренции. Чтобы быть свободным, надо не бояться соперничества. Свобода — это рынок: идей и людей. Нет выбора — нет свободы!
Хотя духовная свобода никак не связана с материальным благосостоянием, свобода в широком смысле слова является функцией достойной жизни основной массы народа. Свобода и благосостояние предполагают друг друга. Отсутствие свободы при тоталитаризме обусловлено его экономической несостоятельностью, делающей членов общества «винтиками» системы.
Свобода — культура, духовность, эффективность знания. По Ф. А. Хайеку, рынок — это механизм выявления, передачи и взаимосогласования знаний, рассеянных в обществе. Рынок обеспечивает лучшую их координацию и более полное использование. Чем больше человек знает, тем сильнее он востребован.
Свободу рождает не природа, а дело рук человеческих — культура. Там, где нет высокой культуры, не может быть и настоящей свободы. Чем выше духовная культура человека — тем более он свободен в своем самосознании и деятельности.
«Чем глубже вовлеченность индивида в творческие и трансформирующие отношения, тем больше возможность увеличения и расширения его свободы».
Самое опасное в идеологии свободы, когда одни берутся освобождать других. Ведь свободу, как и яблоко, нельзя попробовать за другого.
Только творя культуру, только возвышаясь над животной природой, мы приближаемся к свободе. Свобода — не цель, она — результат. Свобода не открывает путей, культура открывает путь к свободе.
Цель воспитания и культуры — сделать людей свободными.
Свобода необходима человеку как опора жизни и открытость выбора.
Без внутренней свободы творчества не существует. Внешняя свобода вторична: она никому не препятствует творить свободно. Внутренняя цензура страшней внешней. Она обесценивает талант и всё, что он создает. Даже умалчивание — признак преступного равнодушия или расчета.
Свободу легко утратить, но трудно приобрести. Движение к свободе требует не только изменения общественных институтов, но — психологии и ценностей людей. Обретение институтов свободного общества — длительный постепенный процесс, который трудно поддерживать, но легко оборвать.
И все же лучше не связывать свободу с собственностью: свобода начинается и кончается духовностью. Раньше людей порабощали цари и тираны, ныне — деньги и товары.
И все же свобода плохо совместима с думой о хлебе насущном. Можно уйти в Фиваиды и питаться кузнечиками, размышляя о Боге, но свободе предшествует не нищета, а достаток.
Свобода — это культура. Если культура уходит в катакомбы, свобода исчезает.
Сократ учил, что свобода — это внутренний порядок и добровольная дисциплина.
Согласно Канту, ты можешь, ибо ты должен. Человек, пишет Кант, гражданин двух миров. Как эмпирическое существо он подчинен строгой природной необходимости, как интеллигибельное, или духовное, — он пользуется свободой. Свободой является нравственное совершенствование. Всё большее нравственное совершенствование тождественно свободе. Следование категорическому императиву — вот свобода!
Условиями свободы, более важными, чем нравственность, являются ответственность и обязательства. Кант и Шеллинг называли это долженствованием и волением, подчинением Богу в нас. Только в Боге человек может быть свободным, и только свободный человек может пребывать в Боге, считал Шеллинг. Столбовая дорога мышления в том, что необходимость полагается как свобода, божественная необходимость и есть действительная свобода. «Свобода есть высшее в нас и в Боге», писал Шеллинг. Свободу не получают как дар небес, свободу вырабатывают в поте лица своего — как Лютер, но не как Ясперс *. (* Автор опровергает следующую мысль Карла Ясперса: «Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе… Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована… Откуда? Очевидно, не из мира»).
Блаженный Августин, Лютер, Кальвин отвергали свободу воли человека и уповали на божественное милосердие, которое одно может дать человеку незыблемую веру. Например, Кальвин считал, что реформаторское учение о предопределении — это великая тайна, бездонная пропасть и запутанный лабиринт, из которого нет выхода. Только выбор, осуществляемый Богом, абсолютно свободен. «И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалтырь 138:24).
Одна из главных жизненных проблем — это наш выбор. Правильная жизнь — это ответственность наших выборов. В начале всех наших выборов лежит выбор самого себя. При таком выборе вы защищены от растерянности и отчаяния.
Свобода несовместима ни с анархией, ни со своеволием. Пойти в угоду своим влечениям означает утратить свободу.
Свободным можно быть не только в одиночестве, как считали Артур Шопенгауэр или Тадеуш Котарбиньский («Полная свобода возможна только как полное одиночество»). Я просто не представляю себе свободы в вакууме. Свобода без общества или другого — нонсенс.
Свобода не опустошает, а просветляет человека. Свобода опустошает только рабов *. (* Автор возражает многочисленным критикам идеи свободы).
Почему большинство людей несвободно? Потому что свобода — это ответственность, а ответственность страшит этих людей. Ответственность — вот фундамент свободы.
Свобода без ответственности именуется произволом. Свобода — это личная ответственность, это максимальная ответственность максимально свободных.
Свобода связана не столько с выбором, сколько с ответственностью. Там, где нет ответственности и необходимости, нет и свободы.
Бернард Шоу: «Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся».
Ирвин Ялом: «Ответственность означает авторство. Осознавать ответственность — значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место».
Свободная воля, муки выбора, трудности поиска, неизбежность ошибок, величайшая ответственность, совесть — я перечисляю то, что делает нас людьми.
Ответственность человека не должна рождать чувства вины и греха, но только еще большие активность и свободу!
Как сказано в Талмуде, «всё предопределено, но свобода дана».
«Свобода не своеволие, а владение даром».
Свобода — тяжкое бремя и дар божий. Стать личностью — значит стать свободным, выбрать самого себя.
Свобода — божественный дар человеку.
Свобода — неограниченная возможность выбора между добром и злом.
Свобода — это решимость принять бытие как оно есть.
Свобода не выбор, а душевное состояние. Политическая свобода не гарантирует права выбирать, отсутствие свободы не препятствует жертве возвыситься над палачом.
Свобода — это быть самим собой. Свобода бесконечна и возникает из ничего. Нет различия между добром и злом до того, как они реализуются благодаря свободе. Отсюда — всё, что не от веры, есть грех. Свобода — не грех, а противоположность греху, ибо она — от Бога. Поэтому свобода заинтересованна и страстна, несвобода же пассивна, хотя и громогласна.
Уже Джон Локк знал, что не может быть свободы без закона. Позже Иммануил Кант отчеканил это в максиму: «Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону». Свобода — это верховенство права и подзаконность власти. Это, в честности, значит, что никто не имеет права выбирать за нас.
Свобода начинается там, где кончается массовость, соборность, конформизм.
Именно потому, что мы не знаем, что есть трансценденция свободы, существует великое множество ее определений.
Свобода как равноправие возможностей.
Свобода как воплощение гуманизма.
Свобода как умение властвовать над собой.
Свобода как ограничение господства.
Свобода как право выпадения из исторического процесса.
Свобода как высшее выражение личности.
Свобода как экзистенция, мистическая сущность человека.
Свобода как самоотдача.
Свобода как освобождение от опеки свыше.
Свобода как свобода воображения.
Свобода как свобода духа, свобода личности от государства, свобода убеждений и их публичного выражения.
Свобода как возможность осуществить выбор, принять решение и воплотить его в жизнь без принуждения и самостоятельно.
Свобода как гармоническое развитие личности, как возможность проявить себя.
Свобода как уайтхедовская координация общих целей и частных интересов.
Еще — гофмановская свобода убежать в иллюзорный мир собственной фантазии.
Свобода — свобода выражения, свобода творчества. Ее конечная цель — осуществленное бессмертие, слияние с Богом. Свобода — условие творческого существования мысли и интуиции.
«Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной».
Свобода как нравственное перерождение, свобода как обновление человека. Прозрение как путь к свободе.
«Чтобы узнать, в чем состоит истинная сущность и ценность свободы, нужно сперва прозреть. Дайте человеку сознание того, что он есть, и он скоро станет тем, чем он должен быть. Расскажите ему свободу и он будет свободен».
Свобода является определяющей ценностью западной цивилизации, отличающей ее от иных культур. Со свободой тесно связаны ценности развития личности, человека-творца, конкуренции, динамичности мира, активного стремления к осуществлению идеала.
Движение к свобода — исторический процесс, которому, увы, слишком даже часто присуще возвратное движение. Ведь свобода так хрупка…
Демократия, свобода, либерализм — это многообразие возможностей, плюралистическая иерархия по каждому человеческому качеству и каждой позиции. Свобода без иерархии невозможна. Свобода равных — муравейник.
Свобода — право на неравенство *. (* Мысль Н. А. Бердяева).
Свобода — условие личностного развития.
Свобода — средство наращивания любви.
Свобода имеет свою логику, и логика эта требует непрерывного обновления устаревших фетишей. По мере утраты авторитетов и отживших верований свобода все дальше удаляется от природы и все глубже врастает в культуру.
Свобода — это возможность самолично решать, что делать и чего не делать.
Свобода не сужает, а расширяет выбор альтернатив.
Многообразие — единственно возможная свобода. Ничто не отбрасывается. Из всего можно нечто почерпнуть. Не преобладание чего-то, а поддержка интеллектуальной и всякой иной жизни на наивозможно высоком уровне.
Свобода плюралистична, ибо в тот момент, когда некто заявляет: «я прав», — свобода исчезает, оставляя место неволе его правоты. Свобода есть самобытность, но также и признание таковой у других. Во французской конституции эта идея сформулирована так: каждый человек имеет право на всё, ограниченное только одним — правом любого другого человека на то же самое.
Идея, что свобода — величайшая ценность, принадлежит, видимо, Эсхилу. Затем Эпиктет скажет: «Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И поэтому, если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми».
Свобода не является освобождением от ошибок, но свободой их исправления.
Уже древние понимали, что если наглухо закрыть двери для заблуждений, то истина никогда не войдет в их дом. Одной этой индийской пословицы достаточно, чтобы ощутить всю глубину древнего понимания идеи свободы.
Увы, свобода — это исключение в цепи великих культур. Потому что свобода — это свобода личности от произвола государства, свобода убеждения и его публичного выражения, свобода духа, на которую не посягает государство и другие граждане.
Свобода, рождалась в муках, среди тотальной несвободы и духовного рабства.
Образец величайшей внутренней свободы в ХVI веке — Рабле. Меня не удивляет, что эта Джомолунгма свободы выросла на наследии Средневековья — даже с его кострами. Во всяком случае современная история не знает феномена вагантов, беспрепятственно пересекающих границы тоталитарных империй и поющих свои песни, высмеивающие царящие в них порядки.
Совсем не удивительно, что XVI век, век вагантов, давший миру Монтеня, Дю Белле, Эразма, Пассера, Ронсара, Ла Боэси, Камоэнса, Шекспира, Фракасторо, Маро, Доле, Берто, Декарта, венчает Средневековье, из недр которого прорастали зерна свободы.
Родиной современной свободы является не революционная Франция, как это принято считать, а реакционная, консервативная, монархическая Англия — и не потому, что она подарила нам Фурье, а потому, что там были Юм, Беркли Ньютон, Гладстон…
Свобода — в собственном авторитете, в осознании каждым своего места в обществе.
Свобода ничего нового не добавляет к бытию человека, ибо человек и есть свобода.
Свобода не есть что-то, что мы имеем, но что-то, что мы есть.
Забрать у человека можно всё, но не его свободу, ибо подлинный человек это и есть свобода. Человек только и велик своей свободой.
Свобода логически недоказуема, ибо само существование человека не является объектом или предметом * (* Идея К. Ясперса). К тому же свобода неизмерима: можно быть рабом и ощущать себя свободным, а можно обладать свободой и чувствовать себя рабом. Добровольное холопство паскуднее рабства: раб неволен в своих действиях, продажная шкура торгует собственной душой.
Свобода не может быть предметом обсуждения и познания. Свободу не доказывают, а попытка объяснить свободу не выдерживает критики. Свобода суть чудо, тайна, если хотите — таинство веры, столь же непостижимое и трансцендентное, как она сама. Мистика свободы гораздо понятнее, чем ее логика. Некогда Лейбниц сказал о мысли: «Это нечто, чего я не знаю». Можем ли мы требовать большего от свободы, в основе которой лежит мысль?
Свобода экзистенциальна. Нет экзистенции — нет свободы. Она исчезает всякий раз, когда возникает определенность, последовательность, вещественность. Бюрократия, организация, логика убивают свободу, лишают ее подлинности, ибо определяют неопределенность. Свобода иррациональна, она за пределами необходимого.
Отрицание необходимости — вот что такое свобода.
Понятие свободы неотделимо от проблемы зла: человеческое зло вошло в мир вместе со свободой (первородным грехом). В «Божественной среде» П. Тейяр де Шарден писал, что грехопадение не может быть локализовано во времени и пространстве — оно есть среда человеческого опыта и, по большому счету, — мировая среда.
Свобода — ядро внутреннего мира. Ее можно только пережить. Она осязаема лишь в ходе существования.
«Свободу можно описать, но нельзя установить ее границы, так как она непрерывно создает сама себя. То, что Хайдеггер сказал о бытии, может быть применено и к свободе. Существует только единственное ограничение свободы — это сама свобода».
Свобода невыразима. Нельзя с необходимостью предвидеть действие индивида. Действуя научно, то есть необходимо, человек действует в пределах всеобщего — как все, то есть обезличенно, несвободно. Лишь выйдя за пределы этой тотальности, он способен проявить свою индивидуальность для своей свободы. Свобода интуитивна и трансцендентна, она реализуется в кантовском мире ноуменов.
Свобода одного имеет смысл только в условиях свободы другого. Нельзя расширять собственную свободу за счет свободы других.
Симона де Бовуар: «Свободным человек может стать только через свободу других людей».
Главная антиномия свободы состоит в том, что свобода одного не может быть полной без свободы других, против которых она направлена. Человек не может сделать свою свободу своей целью, если не сделает свободу других своей целью. Свобода означает, что и другие свободны. Несвобода одного ограничивает свободу всех. Такова сущность свободы, гарант ее существования.
Отобрать свободу — это отобрать у человека его «я». Чувство свободного выбора — вот что делает общество пригодным для жизни. Ибо свободный выбор — творческое начало человека.
Свободный выбор не столько социален, сколько человечен. В конечном итоге есть свобода «единственного», и она внутри личности. Свобода — область судьбы и способность человека подняться над нею.
Свобода — самореализация, постоянная этическая тревога, бунт против конформизма и псевдообъективности.
Исторически свобода реализуется прежде всего в великих личностях, в известной мере она зиждется на вере в авторитет, а причина авторитета трансцендентна, она сродни вере в божественное. Вот почему блейковский Орк — гений свободы.
Увы, свободный выбор исключительно редок.
Большинство людей жертвует своей свободой, а не утверждают ее.
Умение пользоваться собственной свободой — искусство и дар. Очень часто люди получают свободу и не знают, что с ней делать.
Свободе человека препятствует, в сущности одно — ужасающее внутреннее рабство.
Человек свободен настолько, насколько он силен.
Рабам не нужна свобода она их обременяет.
Станислав Ежи Лец: «Не люблю, когда наступает свобода, — признался раб со стажем, — тогда рвутся цепи, связывающие нас друг с другом, и человек остается один, как перст».
Нежелание выбора свободы — тоже выбор. Но это выбор рабов.
Свободен тот, кто способен преодолеть в себе раба, уловить великое в мимолетном.
Свобода, как, впрочем, и счастье — это не нечто легкое и веселое, а, быть может, как раз, наоборот, это самое трудное и строгое в жизни — служение.
Большинство людей не способно быть свободным, свобода им не нужна. Многие люди не выдерживают свободы, не знают, что им делать с нею.
Для многих свобода — тяжкое ярмо, одинокий бег на длинную дистанцию.
Человек свободный так или иначе свободен везде, конформист — везде конформист. Комплекс «свобода-несвобода» нерасчленяем на волю и неволю: каждый носит свою клетку с собой.
Масса вообще столь жестко детерминирована, что ей не нужна свобода. Для нее даже «все дозволено» означает, что никакой свободы больше нет.
Свидетельствует К. Ясперс: «Основной чертой нашего времени является то, что, хотя все жаждут свободы, многие не переносят ее. Они стремятся туда, где во имя свободы освобождаются от свободы».
Большинство людей не стремится к свободе, а убегает от нее. Читай Эриха Фромма!
«Бегство от свободы» Э. Фромма — яркое свидетельство того, что для многих свобода становится беспокойством, внутренним конфликтом, отчаянием, страхом, опасностью.
Э. Фромм: «Как могут рабы измениться настолько, чтобы почувствовать желание свободы? Ведь когда они рабы, они не знают свободы, а когда они свободны, они не нуждаются в революции. Возможна ли вообще революция? Возможен ли вообще переход от рабства к свободе?»
На эти риторические вопросы Фромм отвечает: дорогу к свободе указывают пророки, совесть человечества. Они открывают массам цели их жизни, «спасают» от неправильных путей, показывают альтернативы, связывают «спасение» индивида со «спасением» общества.
Царство свободы, продолжает Фромм, может наступить тогда, когда человек окончательно обратится к своей зореносной природе и начнет руководствоваться только ею.
Свобода — это отнюдь не осознание бессмысленности мира или связанная с этим тревога *. (* Автор вступает в спор с Альбером Камю: «Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу»).
Я категорически не согласен с тем, что свобода порождает беспокойство и тревогу: настоящая свобода лишь крепит и умножает духовную свободу *. (* Реакция автора на максиму Ролло Мэя: «Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит ее»).
Свобода не тревожна, а трепетна *. (* Аллюзия на тему Серена Киркегора: «…Тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека»).
Чтобы стать свободным, отнюдь нет необходимости терять всё *. (* Автор возражает Чаку Паланику: «Только потеряв все, мы обретаем свободу делать все, что захотим»).
Внешняя свобода необходима только для внутреннего самоосвобождения.
Свобода внутри, а не вне нас, где практически всё препятствует освобождению.
Человеку не нужно право на свободу — она внутри него.
Виктор Франкл: «Всё можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь»
Увы абсолютное большинство людей думает по подсказке других. Потому общественное мнение напоминает флюгер в ветреную погоду.
Свобода предполагает переход от эго к духу, то есть от человеческого к божественному.
Любовь — не утрата свободы, а мудрое сосуществование свободы любви и свободы духа.
Духовная эволюция несовместима с покорностью, послушанием и «древлим благочестием».
Свобода совместима с величием, «я хочу» — с дикостью.
Свобода несовместима с самоуспокоением, нигилизмом или крайним индивидуализмом.
Свобода увеличивает востребованность человека.
Свидетельствует И. А. Ильин: «Внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни».
Почему меня не удовлетворяет причинность? Потому что она делает нас не свободными, а абсолютно зависимыми от законов и внешних обстоятельств. Причинность не оставляет места свободе.
Случайность тоже играет в нашей жизни небольшую роль, если мы действительно свободны.
Свобода дарована человеку вместе с душой.
Свободу нельзя получить или заработать, до нее можно только возвыситься огромной работой души.
Свобода — прямой путь к Богу.
Свобода и совесть — ярчайшие свидетельства Бога в нас.
Наши поступки суть проявители нашей свободы.
В известной мере человек отвечает не только за себя, но и за всех людей.
Нравственную свободу нельзя сковать физической зависимостью.
Преступник не может быть свободным.
Свободу не демонстрируют, ее берегут и охраняют.
Доверяя жизни и судьбе, ты увеличиваешь степень своей свободы.
В заключение несколько мыслей о «физической» природе свободы.
Согласно квантовой теории, полное знание о состоянии всей системы недостаточно для полного знания ее частей. Можно задать состояние квантовой системы как целого, но это оставляет возможность различных состояний ее составляющих. Именно поэтому у человека возникает принципиальная возможность свободы, осознанного выбира своего состояния среди множества допустимых. Свобода, таким образом, изначально предопределена, «встроена» в бытие, но, важно понимать, что у нее есть множество ограничителей — и первый из них связан с табу, накладываемыми на свободу человеческим сознанием. Любая обусловленность ограничивает свободу. Даже наличие выборов ограничивает свободу. Свобода выше выбора, поскольку любой выбор есть ограничение. Даже саму свободу не выбирают, а находятся в ней так, как в Боге. Бог есть высшая свобода, доступная человеку. Стать абсолютно свободным можно только полностью «отвязавшись» от пут разума, материи и даже кармы. По словам М. Заречного, «окончание кармы — это тотальное восприятие основополагающей квантовой реальности, в которой все переживания находят себе место».
Такую возможность прекрасно выразил Ра-Хари:
Не лететь против ветра,
Не быть уносимым ветром…
Быть ветром.
АФОРИЗМЫ О СВОБОДЕ
Свобода — величайший плод ограничения желаний свободы (Эпикур).
К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас (Эпиктет).
Звание свободного человека дороже всего (Еврипид).
Что такое свобода? — Чистая совесть (Периандр)
Свобода — это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома (Зенон из Кития).
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга (Цицерон).
Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит Публий Корнелий).
Где Дух Господень, там свобода (Апостол Павел).
И познаете истину, и истина освободит вас (Апостол Иоанн)
Свобода и распущенность — понятия одно другому совершенно противоположные (Квинтилиан).
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится (Демонакт).
Свобода радует не столь сильно как угнетает рабство (Э. Геродиан).
Итак, для чего же спросишь ты, свободный выбор? Отвечаю кратко: для спасения (Б. Клервоский).
Свободное решение уподобляет нас Богу (Р. Декарт).
Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды (Б. Паскаль).
Свобода — понятие духовное. Нельзя достичь свободы — экономической, ни нравственной, ни правовой — без духовного раскрепощения (Г. В. Лейбниц).
Бог всесилен над бытием, но не над ничто, не над свободой… И поэтому существует зло (Я. Бёме).
Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости (Д. Юм).
Свобода есть право делать то, что дозволено законами (Ш. Монтескьё).
Повсюду, где нет свободы слова, невежество, подобно глубокой ночи, охватывает все умы (К. А. Гельвеций).
Нация, наиболее способная к напряжению сил, являлась всегда и самой свободной и самой счастливой (Г. К. Лихтенберг).
Утвердить равенство и свободу так, как это мыслят сегодня многие, означало бы дать одиннадцатую заповедь, благодаря которой были бы отменены прежние десять (Г. К. Лихтенберг).
Истинную свободу и истинное ее применение лучше всего характеризуют злоупотребления свободой (Г. К. Лихтенберг).
Человек, конечно, не свободен, но необходимо глубоко постичь философию, чтобы это представление не направило нас на ложный путь… (Г. К. Лихтенберг)
Человек рожден свободным, а между тем он повсюду в оковах (И. Кант).
Человек — это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости (С. Киркегор).
Внутренняя, душевная жизнь индивидуального ума принадлежит ему одному, и никакая история не может касаться этой области. Здесь царствует выбор, вытекающий из абсолютной неопределенности свободы человека. Внутренними деяниями человека и ограничивается область свободы в истории (С. Киркегор).
Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова! (С. Киркегор).
…Свобода — это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог (С. Киркегор).
Тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека (С. Киркегор).
Ты хочешь быть свободен? Выполняй свое предназначение (И. Г. Фихте).
Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого (Т. Джефферсон).
Свобода есть высшее в нас и в Боге (Ф. В. Шеллинг).
Человеку хватает той свободы, которая позволяет ему вести нормальную жизнь и заниматься своим ремеслом, а это доступно каждому. Свободными нас делает не то, что мы ничего и никого не считаем выше себя, а напротив, то, что мы чтим всё, что над нами. Ибо такое почитание возвышает нас самих, им мы доказываем, что и в нас заложено нечто высшее, а это и позволяет нам смотреть на себя как на ровню (И. В. Гёте).
…Моральная свобода человека нисколько не уничтожается необходимою физической зависимостью (Ф. Шиллер).
Свобода — я ее не знаю и никогда не видел (Д. Байрон).
Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого (Т. Джефферсон).
Когда бы люди захотели, вместо того чтобы спасать мир, спасать себя; вместо того чтобы освобождать человечество, себя освобождать, — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества! (А. И. Герцен).
Нельзя людей освободить в наружной жизни больше, чем они освобождены изнутри (А. И. Герцен).
Христос был свободен. Будда — тоже, и оба приняли на себя грехи мира, добровольно пошли в плен земной жизни. Мы все ищем свобод от обязанностей к ближнему, тогда как чувствование именно этих обязанностей сделало нас людьми, и не будь этих чувствований — жили бы мы, как звери (Л. Н. Толстой).
Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви (Л. Н. Толстой).
Только она — смерть, то есть мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость (Л. Н. Толстой).
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой (Ф. М. Достоевский).
Мне не нужно денег, или лучше, мне не деньги нужны, даже и не могущество, — мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества; это уединение и полное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! (Ф. М. Достоевский).
Не к свободе, а к порабощению идеей стремится человек (Ле Бон).
Свободным именуешь ты себя? Свободным от чего? (Ф. Ницше).
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны — что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя! (Ф. Ницше).
Если народ сам выбирает себе деспота, остается ли он свободным только потому, что деспотизм — дело его рук? (Г. Спенсер).
Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны» — это правда, ибо всё в мире взаимосвязано (Г. Спенсер).
Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует (Э. Бёрк).
Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить (О. фон Бисмарк).
Человек должен быть нравственным свободно, а для этого нужно, чтобы ему была предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным (В. С. Соловьев).
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен (А. Бергсон).
Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую (О. Уайльд).
Без свободы — гаснет дух; без духа — вырождается и гибнет свобода. О, если бы люди увидели и уразумели этот закон! И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить (И. А. Ильин).
Внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней (И. А. Ильин).
Внешняя свобода дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя; политическая же свобода предполагает, что человек воспитал и освободил самого себя, и потому она дается ему для того, чтобы он мог воспитывать других к свободе (И. А. Ильин).
Внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни (И. А. Ильин).
Воистину свободен духовно самостоятельный человек; человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутреннее рабство
Духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему (И. А. Ильин).
Внутреннее око человека призвано к тому, чтобы свободно, добровольно, без принуждения обратиться к духу и ко всему Божественному на земле и в небе; и высший смысл всех правовых установлений и государственных законов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить людям эту возможность (И. А. Ильин).
Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни (Н. А. Бердяев).
Тайна зла есть тайна свободы (Л. Шестов).
Свобода не распоряжается действительностью, но судит ее (Л. Шестов).
Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся (Б. Шоу).
Народ, который внутренне не свободен и не отвечает за самого себя, не заслуживает внешней свободы; он не имеет права говорить о свободе, а если и произносит это звучное олово, то вкладывает в него ложный смысл (Т. Манн).
Поскольку человек по своей природе испорчен, он может создать ценность, лишь дисциплинируя себя. Таким образом, порядок и дисциплина не отрицательны, но конструктивны, ибо делают человека свободным. Добиться от человека чего-то порядочного можно только благодаря традиции и организации (Д. Хьюм).
В какой степени человек свободен и в какой степени он жертва стечения обстоятельств, в каких пределах имеет место свободное волеизъявление и когда на сцене появляется судьба — всё это тайна и останется тайной (М. Ганди).
Еще больше, чем в предыдущей истории, свобода в условиях омассовления невозможна. Жизнь почти всех людей, измеренная лишь мгновениями, без далекого горизонта будущего, не имеющая основы в глубине собственного прошлого и в общей истории, регулируется только бюрократией; принудительный труд и организованное свободное время заставляют исчезнуть свободу (К. Ясперс).
Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы (К. Ясперс).
Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование (К. Ясперс).
Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе… Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована… Откуда? Очевидно, не из мира (К. Ясперс).
Мы есть свобода, которая выбирает, но мы не выбираем быть свободными: мы осуждены на свободу, мы брошены в нее (М. Хайдеггер).
Ни позади, ни впереди нас, в светлом царстве ценностей, мы не имеем ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нет нам извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным (М. Хайдеггер).
…Человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода… владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом… (М. Хайдеггер).
Человек был рабом не потому, что он был подчинен необходимости, а потому, что он был подчинен ей слепо (Р. Гароди).
Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы (Е. Замятин).
Человек, осужденный быть свободным, несет на своих плечах всю тяжесть мира: он ответственен за мир и за самого себя (Ж. П. Сартр).
Его свобода не видна, она внутри него (Ж. П. Сартр). Быть свободным — значит делать то, что тебе не нравится (Ж. П. Сартр).
Я сам своя свобода (Ж. П. Сартр).
Возвещая себя, моя свобода возвещает свободу другого (Ж. П. Сартр).
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния (Ж. П. Сартр).
Свобода при всех обстоятельствах не может иметь другой цели, кроме жажды самого себя. Когда человек поймет, что он создает ценности в одиночку, он может жаждать только свободы как основания всех ценностей (Ж. П. Сартр).
Дух лишь тогда делается свободным, когда он перестает быть опорой (Ф. Кафка).
Между свободой и рабством пересекаются поистине страшные пути… (Ф. Кафка).
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами (А. Камю).
Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу (А. Камю).
Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы». (А. Камю).
Единственная свобода, которую можно противопоставить свободе убивать, — это свобода умереть, то есть освободиться от страха смерти и найти этому несчастному случаю место в природе (А. Камю).
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами (А. Камю).
В те мгновения, когда я мог бы думать, что я раздавлен, я чувствую, себя вознесенным к невыразимому, неожиданно нахлынувшему на меня счастью свободы от мира… (А. Швейцер).
Эпоха резких социальных колебаний сводит до минимума потребность в свободе (С. Ниринг).
Свобода в недостойных руках превращается из надежды в угрозу (С. Ниринг).
Если 18 и 19 века были эпохой всепоглощающей веры в свободу, то наш век стремительно капитулирует перед ее угрозами (С. Ниринг).
Свобода — это цена победы, которую мы одержали сами над собой (К. Мати).
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке (В. Франкл).
Быть свободным — значит, помимо всего, не быть рабом собственной логики (А. Монтерлан).
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (З. Фрейд).
Несчастная судьба многих людей — следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней (Э. Фромм).
Свобода — это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Это не только «свобода от». Это «свобода для» — свобода стать независимым (Э. Фромм).
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь (В. Франкл).
Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа (В. Франкл).
Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь (В. Франкл).
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность — это то в человеке, что всегда может возразить! (В. Франкл).
Нигде ничто не ждет человека, всегда надо самому приносить с собой всё (Э. М. Ремарк).
Свободен лишь тот, кто потерял всё, ради чего стоит жить (Э. М. Ремарк).
Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит ее (Р. Мэй).
Свободен лишь тот, кто потерял всё, ради чего стоит жить». С эти я тоже категорически не согласен! (Э. М. Ремарк).
Когда теряешь всякую надежду, наконец обретаешь свободу (Ч. Паланик).
Истинная свобода — это воля любви, вырвавшейся на простор. Это воля, творящая иерархию, создающая из хаоса космос (Г. С. Померанц).
Свобода — простор для высшего, следовательно, узда для того, что ниже. Бесконечный простор для того, что бесконечно по своей природе, и иерархия, в которой конечное получает свое конечное место (Г. С. Померанц).
Мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать(И. Ялом).
Наша жизнь обречена на смерть, в которую мы не хотим верить, на любовь, которую мы теряем, на свободу, которой боимся и на уникальный личный опыт, который отдаляет нас друг от друга» — не согласен ни с одним пунктом: смерть — путь в бессмертие, любовь — опора на этом пути, свобода — основа нашего существования и личный опыт — соединительное звено в ткани бытия (И. Ялом).
Свобода ничего не производит, она производит только свободу, большую свободу (М. К. Мамардашвили).
Нечто, что является необходимостью самого себя, и есть свобода (М. К. Мамардашвили).
…Даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут (М. К. Мамардашвили).
Нет такого предмета в мире, называемого «свобода». Свобода недоказуема, совесть недоказуема, смысл недоказуем (М. К. Мамардашвили).
Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора, и во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода» (М. К. Мамардашвили).
Человек ведь довольно беспомощное существо и может немногое. Но если что-то может, то только свобода может ему помочь. Я бы сказал, что вообще даже свободные могут немногое, а рабы уж совсем ничего не могут (М. Мамардашвили).
Свобода это феномен, который имеет место там, где нет никакого выбора. Свободой является нечто, что в себе самом содержит необходимость — вот как введена категория. Нечто, что является необходимостью самого себя, и есть свобода (М. Мамардашвили).
…Человек свободен в одном простом смысле слова: он не есть элемент какой-нибудь причинной природной цепи, он не производится природой. В этом смысле он «свободен» (М. Мамардашвили).
Может быть, настало время жить вовсе без проволоки — одной всеобщей счастливой зоной? Нет уж, решил он не без грусти, так не получится. Это каждый пойдет, куда ему вздумается, и ни за кем не уследишь» (Г. Владимов).
Когда есть свобода выбора — выбирают свободу! (В. Туровский).
Я полагаю, что люди сопротивляются свободе, потому что боятся неизведанного. Но ведь это смешно… Все неизведанное когда-то было хорошо известно, и пребывало в наших душах… И только огромный воображаемый страх сталкивает вас лицом к лицу, проводит к конфронтации с самим собой. Загляните вглубь, посмотрите на корни этого ужаса. Тогда страх утратит свою силу и боязнь свободы отступит и исчезнет. Вы — свободны (Д. Моррисон).
Людям страшно становиться свободными, они цепляются за свои цепи (Д. Моррисон).
Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич (Д. Бойд-Орр).
Величайшее заблуждение политической тирании всегда состояло в том, что тиран считался свободным, а его подданные — рабами; на самом деле тиран — раб собственного порабощения и жертва своей же тирании (Д. Р. Фаулз).
Свобода воли напрямую связана со свободой условий жизни (Д. Р. Фаулз).
Мы можем спорить о степени свободы воли, которой обладает тот или иной человек; но отказывать в ней всему человечеству — все равно что задавать великий вопрос о том, почему не все из нас бандиты или почему мы способны на беспристрастный выбор (Д. Р. Фаулз).
Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы (Е. Замятин).
Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность (Г. Э. Фосдик).
Человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого (М. Фуко).
Свобода подобна горному воздуху. Слабому она непосильна (Р. Акутагава).
Свободу симулировать невозможно! (С. Е. Лец).
Сколько лет понадобится человеку, чтобы стать свободным, если он будет выдавливать из себя раба по капле в день? (М. Генин).
Свобода сама себя упраздняет, если она не ограничена (В. Швебель).
За свободу можно бороться лишь там, где она есть (В. Голобородько).
Бог создал меня невинным и безгрешным, как и всё, что Он сотворил, и возложил на меня бесконечную, непосильную для меня ответственность за меня, за мое существование, за все Свое творение, чтобы в абсолютном несоответствии возложенной на меня бесконечной ответственности с моими конечными, как у сотворенного, силами у меня открылись глаза, чтобы я получил лицо, взгляд, увидел Его взгляд и стал святым, как и Он свят (Я. С. Друскин).
Бесконечная ответственность принадлежит только Творцу и неотделима от Его абсолютной, даже немотивированной свободы. Поэтому Его дар мне бесконечной ответственности был также даром абсолютной свободы. Но в невозможности ни принять Его дар, ни не принять абсолютная свобода стала только свободой выбора — грехом, Его бесконечный дар мне стал проклятием (Я. С. Друскин).
Свобода человека есть свобода не быть человеком (Я. Кротов).
Свобода — это способность не просто многие годы складывать из разноцветных песчинок картину мира, но одним движением руки смахивать построенное (И. И. Гарин).
Высшая свобода запредельна, она определяется квантовым индетерминизмом, который означает высшую свободу (И. И. Гарин).
Я живу во времени, которое дает нам понять, сколь тяжким является бремя свободы (И. И. Гарин).
«И так тонко складывается ситуация, что при гражданской войне мы опять будем бить друг друга: то есть беспайковый - беспайкового, низкооплачиваемый - бесквартирного, больной - больного. Ведь все мы и вы понимаете, что до них дело не дойдет и дачу их не найдешь. И опять дело кончится масонами, завмагами, армянами и мировой усталостью, которая и позволит всем вождям от районных до столичных снова занять свое место. Что они немедленно сделают с криком: «Дорогу пролетариату! Народ требует! Народ желает, чтобы мы немедленно сели ему на голову!» А мы с вами расчистим им путь своей кровью. Такие мы козлы, не умеющие жить ни при диктатуре, ни при демократии.
- Не готовы наши люди, - говорят вожди. - Не готовы! Жить еще не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы.
Вот я и предлагаю: не бояться помереть в этом веселом и яростном мире. Врагов не бояться. Кто бы ни пришел - уголовник или патриот, вождь или сексот. Кто первый ворвется в квартиру - он и перевернется.
Свобода стоит того, а эта жизнь того не стоит. Мужество рождается от трусости. Первый пострадает, второй задумается. И меньше сидеть дома. Легче идти на контакты. Настало время контактов и политических знакомств. Искать своего, порядочного, которому тоже жалеть не о чем. Искать легко - по лицам. У порядочных есть лица, у непорядочных и там и там вместо лица задница... И сходиться. Все уже ясно. Когда появится правительство, удовлетворяющее нас, - нас не будет. Когда появятся законы, разрешающие нам, - нас не будет. А когда они войдут в действие - и детей наших не будет. Поэтому первое. Свалки не бояться - тогда ее не будет. Землю брать - тогда она будет. Свободу держать зубами. Вождей, живущих с нами параллельно, угробивших нашу юность, - давить. И ничего не бояться.
Хватит кому бы то ни было когда бы то ни было распоряжаться нашей жизнью.
Каждый сам знает, когда ее закончить."
М. Жванецкий. Из опубликованного в 90-е рассказа "Не надо бояться".
СТИХИ О СВОБОДЕ
Ф. Шиллер:
Красота цветет лишь в песнопенье,
А свобода в области мечты.
Д. Г. Байрон:
Мужай, Свобода! Ядрами пробитый
Твой поднят стяг наперекор ветрам;
Печальный звук твоей трубы разбитой
Сквозь ураган доселе слышен нам.
Он для добра был сотворен, но зло
К себе, его коверкая, влекло...
М. Ренье:
Мы в рабстве родились,
и я не знал людей,
Кто наслаждался бы
свободою своей!
А. С. Пушкин:
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода;
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
***
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
А. И. Одоевский:
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей —
И радостно вздохнут народы!
О. Барбье:
Свобода — женщина; но в сладострастьи щедром
Избранникам верна,
Могучих лишь одних к своим приемлет недрам
Могучая жена.
Ей нравится плебей, окрепнувший в проклятьях,
А не гнилая знать,
И в свежей кровию дымящихся объятьях
Ей любо трепетать.
Когда-то ярая, как бешеная дева,
Явилась вдруг она,
Готовая дать плод от девственного чрева,
Грядущая жена!
И гордо вдаль она, при криках исступленья,
Свой простирала ход
И много лет горячкой вожделенья
Сжигала весь народ…
Э. Пирс:
И каждый в тюрьме самого себя
Почти убежден в свободе…
З. Н. Гиппиус:
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кромешным обуянный сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил — засек кнутом!
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты,
И скоро в прежний хлев ты будешь загнан палкой,
Народ не уважающий святынь.
М. А. Волошин:
Не первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Б. Л. Пастернак:
…Пораженья от победы
Ты сам не должен отличать
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
К. Сэндберг:
В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство — и я спросил,
Почему за слова умирают люди.
Б. Фиртель:
Кровь за Свободу отдали они.
И полагали — сделка равноценна.
Недожитое ими — наши дни;
Мы в прибыли от этого обмена.
Э. Мюзам:
Ведь свободен тот, кто спит
Под могильной кущей.
Из цепей, нужды, обид
Вырвись ты, живущий!
П. В. Шумахер:
Тятька, эвон, что народу
Собралось у кабака:
Ждут какую-то свободу.
Тятька, кто она така?
— Цыц, нишкни! Пускай гуторят,
— Наше дело сторона…
Как возьмут тебя да вспорют,
Так узнаешь, кто она!..
Р. Деснос:
Я жил в суровый век.
Давным-давно я умер.
Я жил настороже,
был ко всему готов.
Честь, благородство, ум
томились в клетках тюрем.
Но я свободным был,
живя среди рабов.
З. А. Миркина:
На свете только Бог свободен,
И потому лишь свет стоит.
М. Л. Михайлов:
Много у нас толковали в журналах о прессе свободной.
Публика так поняла: гни нас свободно под пресс.
А. А. Галич:
Я выбираю Свободу, —
Пускай груба и ряба,
А вы, валяйте, по капле
«Выдавливайте раба!».
И. М. Губерман:
Свобода — это право выбирать,
с душою лишь советуясь о плате,
что нам любить, за что нам умирать,
на что свою свечу нещадно тратить.
И. Чернов:
К нам забрела она случайно,
Никто такой ведь не хотел,
И потому была печальна,
Что всяк урод ее имел.
Имел и вдоль, и поперек,
Имел и с переду, и с заду —
Народу было невдомек,
Что он опять попал в засаду.
Нам объявили «демократию»,
Пути отрезав в революцию,
Ввели во власть блатную братию,
А те туда же проституцию.
Авторы неизвестны:
Апологеты свободы всегда мне бывали противны,
Каждый, в конечном, искал лишь произвола себе.
Хочешь дать многим свободу — решись и слугою быть многих.
Трудность дороги такой хочешь изведать? Дерзай!
***
А сверху — гибнет небо и свобода.
О братья мои в тюрьмах, вы свободны,
Свободны с обожженными глазами,
Закованные в цепи, вы свободны,
Свободны искалеченные лица,
Искусанные губы, вы свободны.
***
Свобода! Ищем мы свободу,
Не понимая, что она
Уже давно дана судьбою
Тебе и мне, и всем дана,
И я хочу, чтоб вы порою,
Не забывали цену воли.
Она у каждого одна!