В последние месяцы с появлением и развитием киевского Майдана и событий вокруг него неизменно росло внимание к Украине и ее внутриполитическим делам. Ряд комментаторов справедливо отмечали, что корень противоречий внутри украинского общества лежит, в частности, в антагонизме между западом и востоком страны, между националистической и умеренной пророссийской риторикой и т.д. В этой связи уместно вспомнить, что в истории украинского национального движения есть, как ни странно, и человек, связанный с Вяткой. Речь идет об Александре Навроцком – одном из членов украино-славянистов, состоявший в знаменитом Кирилло-мефодиевском обществе, разгромленном в апреле 1847 г. царской администрацией. В отдельных направлениях историографии, украино-славянистов зачастую называют основателями движения за национально-демократическую независимость Украины.
Кирилло-мефодиевское братство было создано по инициативе Н. Костомарова в январе 1846 — марте 1847 г. в Киеве. Идеология организации основывалась на христианских и панславистских идеях, братство ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни на Украине в рамках панславянского союза народов. Целью общества было национальное и социальное (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидация крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшей законодательной властью предполагалось наделить двухпалатный сейм, исполнительную власть отдать президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения». Вместе с тем, подразумевалось, что разрушение империй (Российской и Австрийской) является условием для достижения целей общества В состав братства входили молодые интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, В. Белозерский, Н. И. Гулак (родственник В. И. Вернадского по матери), Т. Г. Шевченко, всего 12 человек.. В марте — апреле 1847 г. братство было разгромлено жандармами и большинство членов заключено в тюрьму или сослано. Такая же участь постигла и Александра Навроцкого.
Александр Навроцкий происходил из дворянской семьи, образование получил в золотоношском уездном училище, полтавской гимназии и Киевском университете, в котором окончил курс в 1847 г. Будучи двоюродным братом Н. И. Гулака, Навроцкий одно время жил у него на квартире и здесь он познакомился и сошелся со многими из членов украино-славянского общества, эти связи имели для него роковое значение. По окончании курса в университете, Навроцкий в апреле 1847 г., одновременно с Шевченко, Костомаровым, Кулишем и другими, был арестован, отправлен в Петербург и заключен под стражу. На допросах Навроцкий решительно отвергал все возводимые на него обвинения, признавая себя виновным лишь в том, что «читал стихотворение Шевченко «Сон». Однако III отделение канцелярии Николая I считало иначе: «Александр Навроцкий, состоя в родстве с одним из учредителей общества и в продолжении года жительствуя у него на квартире, не мог не знать об упомянутом обществе и предположениях украино-славянистов, но он при допросах решительно не сознался ни в знании об обществе, ни в чтении возмутительных сочинений, тогда как при очных ставках в некоторых предметах был уличен. И хотя сближение Навроцкого с украино-славянистами не делало его лицом значительным, но вина его важна по его упорству в запирательстве». Навроцкого в итоге признали виновным и было принято решение отправить его в Вятку, заключить на шесть месяцев в тюремном замке и после того определить на службу в один из уездных городов Вятской губернии.
8 июня 1847 г. поручик С. Петербургского жандармского дивизиона Ларионов доставил Навроцкого в Вятку. После заключения в тюремный замок студенту было выдано 200 руб. на обмундирование и «первоначальное заведение». Спустя полгода Навроцкий был освобожден и определен в штат Елабужского земского суда. О его поведении на этой должности достаточно определенно писал Елабужский уездного земский исправник в рапорте вятскому губернатору А. И. Середе от 4 октября 1848 г. №19: «Исполняя предписание Вашего Превосходительства от 28 января сего года за №97 честь имею донести, что постоянные, строгие наблюдения мои за нравственностью, образом жизни и занятиями по службе служащего во вверенном мне земском суде действительного студента Александра Навроцкого не оставляют мне ничего более, как только одну справедливую обязанность подтвердить прежнее мое об нем засвидетельствование, изъясненное в донесении моем от 13-го июня за №8 и передать отдельные похвальные качества Г. Навроцкого благословенному начальственному вниманию Вашего Превосходительства».
Весной 1849 г. Навроцкий заболел, был «одержим в настоящее время хроническим воспалением легких, сопровождаемым сильным кашлем, которое в сырую и холодную погоду, а особенно при движении, может усилиться». По этой причине он попросил вятского губернатора А. И. Середу перевести его в Курскую губернию на службу и на лечение. Ходатайство было удовлетворено и летом 1849 г. Навроцкий навсегда покинул Вятскую губернию. Не имея, однако, возможности вернуться на Украину, Навроцкий постепенно из революционно настроенного юноши превращается в среднего значения чиновника. После Елабуги он работает канцелярским чиновником в губернской строительной и дорожной комиссиях Курска, смотрителем губернской типографии, помощником чиновника для производства гражданских дел при командующим войсками у управляющим гражданской частью в Прикаспийском крае. По преобразовании Прикаспийского края в Дагестанскую область, Навроцкий состоял с июня 1860 г. чиновником особых поручений при дагестанском губернаторе, затем около года исправлял должность помощника правителя канцелярии начальника Дагестанской области, 22-го апреля 1870 г. был назначен советником губернского правления в Эривани. Выйдя в отставку, Навроцкий поселился в Темир-Хан-Шуру, где и жил до самой своей смерти, последовавшей 10-го октября 1892 г.
Однако работая средней степени важности чиновником, Навроцкий вовсе не был при этом заурядным человеком. Обладая поэтическим дарованием, он рано начал писать стихи, но из первых его произведений не сохранилось ничего, из дальнейших же, большинство не напечатано еще и до сих пор. При жизни своей Навроцкий вообще напечатал очень мало. Так, в 1861 г. в журнале «Основа» появились два стихотворения его на смерть Т. Г. Шевченко (№ 6) и стихотворение «Остання воля» (№ 8), и, кроме того, несколько стихотворений были доставлены им H. И. Петрову; последний некоторые из них (песню из Гейне, «Зори», «Доля», «Пронеслыся тыхи витры») напечатал полностью в своих «Очерках истории украинской литературы 19-го столетия». В этом же труде Петров поместил в отрывках и некоторые другие стихотворения Навроцкого, также ряд его стихотворений был напечатан в «Киевской Старине» 1902 г. Кроме оригинальных произведений, после А. А. Навроцкого осталось много переводов и переложений, как например: «Гомерова Одиссея» (полный перевод на малорусское наречие (по французскому тексту), «Гомерова Илияда» (полный перевод, 24 песни), «Евангелына» (переложение из Лонгфелло), «Небо и земля» (мистерия Байрона) и многие др. Навроцкий занимался и переводами из Пушкина, Лермонтова, A. Толстого, Шелли, Гейне, Гете, Мильтона, Мицкевича, Лессинга, Шиллера, а также им были сделаны переводы некоторых глав из книг пророков: Моисея, Аввакума, Наума, Софонии, Аггея, Исайи и др. Все это в рукописи составляет до десяти толстых тетрадей и многое до сих пор не напечатано.
Секретное сообщение департамента полиции министерства внутренних дел вятскому губернатору А.И. Середе
от 10 марта 1849 г. №127 о переводе А. А. Навроцкого в Курскую губернию
Конечно, я далек от мысли, что Александр Навроцкий действительно был одним из лидеров украино-славянистов, выражаясь современным языком он, на мой взгляд, просто «попал под раздачу» вместе со всеми. Кирилло-мефодиевское общество было небольшим по численному составу участников, и репрессии постигли всех, кто был хоть сколько-то к нему причастен. Тем не менее, факт остается фактом – один из украино-славянистов действительно был на Вятской земле, и местная провинциальная жизнь достаточно сильно повлияла на мировоззрение некогда вольнодумно настроенного украинца.
P.S. Больше историй о различных интересных людях, связанных с прошлым Вятки, можно услышать 19 января в 18:00 в Freak Out Place (Московская, 4) на второй лекции «Воскресных историй» от проекта «Пешком по Вятке» http://instagram.com/p/jMAqGpkk6u/