Исполнился год со дня принятия «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей американцами.
«Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», опубликовал результаты своего исследования «Восприятие проблем детей-сирот и их семейного устройства в российском обществе». Результаты противоречат декларируемой уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым тенденции «небывалого прироста» усыновителей. Из доклада Павла Астахова следует, что число усыновителей в минувшем году выросло на 6,7%. Но это лишь означает, что Россию отбросило на уровень 2011 года.
В приемные семьи в 2013 году устроено 67 тысяч детей, в 2012-м — 59 тысяч. Всего в сиротских учреждениях России пребывает 106 210 детей.
К иностранному усыновлению, несмотря на принятие «закона Димы Яковлева», россияне относятся вполне лояльно. Почти половина опрошенных фондом иностранное усыновление воспринимает положительно. Население в основном мыслит прагматически: если ребенку-сироте только за границей можно сделать сложную операцию и реабилитировать его, то иностранное усыновление — выход из ситуации. Не желают отдавать детей “проклятым американцам” ни при каких обстоятельствах лишь около 5% граждан.
Большинство опрошенных считает, что проблема сиротства усугубилась за последние 20 лет. Основными причинами социального сиротства наши граждане считают пьянство и бедность.
Пьющая и необоснованно бедная/необоснованно богатая страна неизбежно будет поставлять сирот. Масштаб бедности населения оценивается не всегда верно. Как отмечает ПРАЙМ-ТАСС, больше всего рискуют оказаться за чертой бедности молодые люди до 30 лет с детьми. В целом же тех, кто живет меньше, чем на установленные 5625 рублей в месяц среди детей оказалось 23%, а 25% – молодые люди до 30 лет и 39% – трудоспособные граждане старше 30-ти. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, более половины работающих получают заработную плату ниже 13 тысяч рублей.
60% семей с тремя и более детьми живут ниже порога бедности. По данным Росстата, сейчас за чертой бедности - с доходом ниже прожиточного минимума, находятся около 17 млн. человек. Прожиточный минимум в среднем по России назначен 4780 руб. Так вот, число россиян с доходами ниже этой суммы на человека – 43.100 000 человек. Всего, по последним данным, в России проживает 132 000 000 (?) человек. Конечно, вы понимаете, что эти 43 миллиона наших сограждан находятся не просто в состоянии нищеты, а на грани выживания.
Другая категория граждан с доходом до 10 тыс. руб. на человека это основная масса россиян, также нищих и ничего себе позволить не могут, но имеют пока ещё доход покрывающий расходы на жильё и кусок хлеба. Так что фактически, без изысков официальной статистики, в России 70-75 процентов населения нищие. Зато в России существует 1,5% населения, владеющего более 50% национальных богатств.
В 36-ти российских регионах на среднестатистическую семью (двое работающих родителей и двое детей-иждивенцев) приходится менее 10 тысяч рублей в месяц. И это при условии, что остальные траты не превышают прожиточного минимума, который позволяет разве что не умереть от голода.
Если для выживания требуется доход в 17 тысяч, то как может прожить человек с зарплатой 13 тысяч рублей, пенсией в 6-10 тыс. рублей? Представить этот уровень жизни сложно, но многие существуют именно так. Если страна в прошедшие годы еще в значительной степени держалась на патриархальных ценностях — заботе о детях, о крепкой семье, то сейчас страна индивидуализировалась. Социальный сирота — это характеристика семьи и “заботы” государства о семье. Каков габитус семьи — происхождение, воспитание, родители – такова и семья. Ценности, уже бесспорно, передаются по наследству. Пьющая и бедная Россия по числу социальных сирот бьёт рекорды не хуже олимпийских.
Наблюдается активный распад семей. Долги по алиментам в России на сегодняшний день достигли 92 млрд рублей ($2,87 млрд), сообщила вице-премьер Ольга Голодец. Но не все долги учтены.
Желание “трезвых” граждан сурового наказания для родителей, чьи дети становятся социальными сиротами, лишь подтверждает растущие в стране ожесточение и непримиримость. Треть таких граждан выступает за тюремное заключение для таких родителей, более трети готовы отправить их в исправительные лагеря. Чуть менее ста процентов ратуют за взыскание алиментов.
Но как исправить нищету? Надо ли врачам, учителям бросать работу и идти в коммерсанты. Надо ли им начать бессовестно обирать учеников и пациентов на своих рабочих местах? (Кстати, такая тенденция существует). Или должна быть какая-то плановая программа страны, чтобы работающий и праведно живущий человек не был загнан в ловушку нищеты?
Поможет ли стерилизация “нерадивых” родителей, за которую ратует пятая часть опрошенных, избежать нищеты? И до какого предела может дойти социально ориентированная страна, если она начнёт стерилизовать всех, кто честно трудится, но никак не может выбраться из нищеты, причём не по своей только воле, но и по воле и абсурдным законам этой самой страны. Стерилизация во всем мире считается недопустимой, негуманной мерой. Но наши граждане считают, что проблема настолько остра, что можно решать ее и таким способом. То есть для достижения призрачной цели все средства хороши?
Многие считают, что положение дел в детских домах не способствует счастливому детству. У наших людей несколько искажено восприятие проблем детдомов. Например, население в большинстве своем уверено, что там царят беспредел, садизм, дети находятся в ужасных условиях. Это не вполне соответствует действительности. Проблемы материального свойства и уровня жизни в детдомах в основном решены, дети там не бедствуют. Более того, выясняется, что в приемных семьях они чувствуют себя менее обеспеченными, чем в детском доме и на этой почве у детей нередко возникают конфликты с приемными родителями.
Есть ещё одна щепетильная тема. В приёмных семьях велико число порабощения, грубого обращения, изнасилований детей приёмными родителями. Поскольку приёмные семьи более закрытая форма воспитания детей, нежели детдома и интернаты, то и многие ЧП долгое время остаются “незамеченными”.
Проблемой детдомов остаётся слабая социализация. Нынешняя система воспитания совсем не готова обучить детей навыкам адаптации в значительно изменившихся современных условиях. Однако утверждение о том, что детский дом выпускает людей, практически не готовых к самостоятельной жизни, нельзя считать верным. Всё зависит от атмосферы, царящей в каждом конкретном детском доме или интернате, от применяемого пакета методик воспитания и образования, от контроля директора, РОНО, министерств и общественности. Трудовое воспитание во многих детских призорных учреждениях почти отсутствует, так как директора опасаются обвинений в эксплуатации детского труда.
Неверно также и мнение, что призорные учреждения воспитывают будущих тунеядцев. Многое зависит от воспитателей. Но надо учитывать и фактор неравномерного распределения материального вознаграждения за труд. Труд педагога не может быть бесплатным, так как педагог имеет право на семью, на собственных детей и должен иметь возможность создавать свою семью и воспитывать собственных детей. Социально благополучный педагог – хороший педагог.
Многие россияне желают взять сироту на воспитание. Только не сразу, а – в отдалённом будущем. Почему между желанием и его выполнением такой большой разрыв? Считается, что это порыв милосердия, сочувствия сиротам. Но в том числе и по материальным соображениям усыновление себе многие позволить не могут. Для многих это реально неподъёмная ноша: отсутствие средств на содержание, отсутствие жилья, отсутствие работы, отсутствие опыта...
Большой проблемой стало повторное возвращение усыновленных детей в детские дома. На семейные формы устройства в 2012 году в семьи российских граждан было передано 58,8 тыс. детей. Из них 6,5 тыс. - на усыновление, 37,3 тыс. - на безвозмездную форму опеки (попечительства), 15 тыс. - на возмездную форму опеки (попечительства), в том числе 13 тыс. - в приемные семьи, 0,2 тыс. - на патронатное воспитание.
Возвращено же в детские дома из числа ранее взятых оттуда сирот было около 4 500 детей, в основном тех, кого брали под опеку или под патронаж. Член комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко в ходе совещания в Ростове-на-Дону сообщила, что россияне все реже изъявляют желание усыновлять ребенка. В целом, отметила Петренко, «в последние годы брать в семьи детей-сирот стали в России наполовину меньше», передает «Русская планета».
Следственный комитет приводил данные, согласно которым, в 2012 году было отменено 75 решений судов об усыновлении, в том числе по причине ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с ними.
От жестокого обращения со стороны родителей, законных представителей, педагогов и воспитателей пострадали более 3,6 тысячи детей. Это официально выявленные факты. И это на фоне разговоров о том, как истязают наших сирот за границей! За границу попадают такие физически и социально тяжёлые дети, что американцы приходят в ужас, сталкиваясь с таким феноменом.
В настоящее время только Италия может рассчитывать на усыновление российский детей. Италия с её торговкой детей на запчасти Надеждой Фратти...
Граждане в большинстве своем сомневаются, что процедура передачи ребенка в семью проводится добросовестно. Статистика возвратов только подтверждает это предположение. Часть усыновителей возвращает детей, когда понимает, что ребенка перед усыновлением недообследовали и скрыли реальное состояние его здоровья. Родители, по мере того как заболевание обнаруживается, начинают понимать, что у них нет ни денег, ни возможностей, чтобы бороться с недугом.
Еще одна причина возвратов — проблемы подросткового возраста. У ребенка сносит «крышу», начинаются бесконечные конфликты с "родителями". Чудачества своих детей многие усыновители терпят, чужих – нет. В России нет отлаженного сопровождения и консультирования семьи, когда специалисты помогают пережить трудный этап. Есть причины возврата в связи с внезапной переменой социальной ситуации в жизни родителя.
В общем, пока преодолеть сиротство в России не представляется возможным. А закон "Димы Яковлева", как и предупреждала оппозиционная общественность, положения сирот не улучшил. Зато ухудшение налицо.