Прежде чем начать изложение, напомню, что материалы, касающиеся образования межрегиональной ассоциации, были изначально доступны широкой общественности. Они в большом количестве публиковались в интернете, а также в СМИ, включая газету «Марий чанг» - печатный орган нашей членской организации «Марий ушем» (г. Йошкар – Ола). Короче, недостатка в получении информации не было в отличие, скажем, от других известных нам объединений, претендующих на ведущую роль в марийском национальном движении.
Причем, на протяжении всего процесса образования Ассоциации мы постоянно чувствовали повышенный интерес к нашей деятельности, что особенно видно по объему откликов и разноплановости мнений читателей в интернете. В основной своей массе они поддерживали предложенную нами идею создания новой, альтернативной структуры. Более того, возлагали надежды на неё как на независимую от чиновников организацию, способную объединить здоровые патриотические силы и оправдать чаяния не только тех, кто составляет численную базу входящих в ассоциацию членских организаций, но и иных категорий граждан, проживающих в различных регионах Российской Федерации.
Таким образом, в рамках марийского национального движения впервые в истории появилась межрегиональная ассоциация общественных объединений, имевших уже статус юридического лица и богатый опыт практической работы по отдельности. На сегодняшний день у межрегиональной ассоциации имеется уже необходимый инструментарий для полноценной деятельности, что можно назвать главным итогом первого этапа организационного становления. Безусловно, на этом пути встретило немало трудностей субъективного и объективного свойства. Например, мы лишились двух потенциальных учредителей в лице Центра – музея им. В. Колумба и фонда «Родо», которые ранее были зарегистрированы согласно ФЗ «Об общественных объединениях» в Йошкар – Оле. Пока они не проявляли желания вступить в ассоциацию, их особо никто не беспокоил. Стоило только заявить о своем участии в её учреждении, как последовали действия по ликвидации их как юридических лиц. Должен сказать, что подобного рода давление ощущалось и по другим направлениям. К сожалению, оно присутствует и сейчас со стороны отдельных органов исполнительной власти. И нам к этому нужно быть готовыми, в том числе и в плане отстаивания своих законных прав при необходимости в суде от неоправданного постороннего вмешательства. Наступило время остановить некоторых рьяных господ – чиновников, пытающихся мешать численному росту и влиянию ассоциации на окружающую общественную деятельность.
Вторым важным выводом по итогам создания и регистрации ассоциации является то, что, наконец, покончена монополия одной общественной структуры на всё марийское национальное движение. Если бы не подпорка республиканских органов власти и не фактическое финансирование с их стороны, то она давно бы распалась, поскольку её организационное построение вошло в противоречие с текущей практикой функционирования. Как догадались, речь идет о МОД «Мер канаш»,в уставе которого записано, что движение состоит из региональных отделений, созданных в том или ином субъекте РФ с марийским населением.
Однако в реальности их просто нет, что особенно наглядно проявляется при выборах делегатов на съезды марийского народа, фактически незаконно «приватизированного» данным общественным объединением. В одних случаях, делегаты избираются только на уровне местных (городских, районных) конференций, исключая при этом региональное (республиканское, областное) звено. В других случаях, подбор и избрание делегатов полностью отданы на откуп существующим региональным НКО, но не имеющим положенного своего юридического оформления в качестве структурных подразделений МОД «Мер канаш». А в – третьих же случаях, что регулярно наблюдается в самой Марий Эл, выборы делегатов организуются, как говорится, «квадратно – гнездовым» способом: отдельно по районам Республики, отдельно по региональным объединениям («Марийский национальный конгресс», «Саскавий» и т.д.), районным змлячествам, творческим союзам и молодежным организациям. Причем, без проведения заключительной общереспубликанской конференции самого регионального отделения, что изначально ставит делегации иных субъектов РФ в неравноправное положение.
Существующий подход, к тому же основанный на надуманной квоте, базируется на устаревшх данных переписей населения, включая порой давно умерших людей, а также младенцев, при отсутствии конкретной реальной численности граждан, разделяющих цели данного общественного движения, превращает выборы делегатов на съезд МОД «Мер канаш», закамуфлированной под «всемарийские съезды», в массово тиражированный обман. Казалось бы, управлению Министерства юстиции РФ по РМЭ в лице его руководителя Ю.А. Соловей давно стоило бы покончить с форменным безобразием со стороны «мерканашовского движения», к тому же не имеющего госрегистрации. Но вместо того, чтобы наказать виновных лиц и их «крышевателей» за нарушение ФЗ «Об общественных объединениях» Управление занимается ликвидацией других оппозиционных структур.
Парадоксально и другое. Такое движение без четких границ по структуре и массовости делает его неуправляемым. Хуже того, препятствует юридическому оформлению, над чем годами «бьются» некоторые активисты. Говорят, что для этого создана (в который раз?!) специальная комиссия во главе с заслуженным юристом Удмуртии, которая в апреле текущего года обязана будет представить на суд участников то ли пленума «Всемарийского Совета», то ли уже конференции МОД «Мер канаш» новый вариант редакции Устава.
Станет ли он проходным по части соответствия критериям регистрации, зависит от квалификации сотрудников Управления минюста РФ по Марий Эл и особенно от степени их ангажированности.
Я специально акцентирую ваше внимание на этой теме, ибо некоторое время тому назад всех нас скопом зачисляли в ряды «Мер канаш». И мы, честно признаться, абсолютно не задумывались над этим. Сегодня же с позиций новых представлений о теории и практике законодательства в сфере общественной деятельности, мы видим воочию, в каком запущенном состоянии находится хозяйство межрегионального движения.
Наша объективная обеспокоенность невольно передалась и другим национально – культурным объединениям, существующим в пределах Марий Эл и других территорий. Некоторые из них стали сознательно дистанцироваться от МОД «Мер канаш», сохраняя свою статусную независимость как юрлица. Другие же бросили смелый вызов, обвиняя руководство движения в бездействии, неумении и нежелании соответствовать вызовам времени.
Только что на сайте finugor мы смогли ознакомиться со статьей руководителя МОД «Мер канаш» А.Н. Иванова, где ни слова не сказано про деятельность собственных региональных структур – отделений. Все примеры построены на перечислении заслуг различных общественных объединений и государственных учреждений, деятельность которых процедурно в правовом отношении не закреплена путем договорного соглашения о сотрудничестве или добровольной передачи (делегирования) своих полномочий «Мер канаш». Да этого и в природе не может быть, так как движение не обладает правосубъектностью без получения госрегистрации (!!!).
Смешно читать, как «Оньжа» прибрал к своим рукам дела местных и региональных национально – культурных автономий. До такой глупости может додуматься только дилетант, но не представитель законодательной власти в ранге зам. Председателя Госсобрания РМЭ, который выступил в образе «Мороза – воеводы, обходящего под Новый год свои владения»
Не случайно активисты интернета заметили, что авторы опуса полностью лишились совести, увлекшись рождественскими сказками к читательским массам от имени МОД «Мер канаш», для которых кроме промаркеловских организаций иные уже и не существуют на белом свете.
Следует признать, что все эти процессы происходят на фоне укрепления авторитета РОО «Марий Ушем», которая спустя 20 лет вновь вернула себе общественную инициативу, демонстрируя бойцовскую форму в отстаивании своего авторитета от различного рода «наездов» и предлагая своим сторонникам новую содержательную программу действий в связи с 100 – летием зарождения первых «мариушемовских» ячеек в нашей национальной истории и 100 – летия образования Республики Марий Эл.
Таким образом, марийское национальное движение как общественное явление вступило в новую фазу своего развития. Каким ему быть в дальнейшем – это в немалой степени, на мой взгляд, будет уже зависеть и от позиций МАОО «Марийский мир – 21 век».
И речь идет не только о наших сугубо практических делах., чего от нас так хотят некоторые читатели интернета в сфере решения демографических, социальных, культурных и духовных задач, но и о нашей способности идеологического, информационного обеспечения национального движения новыми полезными смыслами за счет использования как собственных интеллектуальных ресурсов, так и привлечения других активистов – патриотов к разговору на актуальные темы, живущих в регионах России или непосредственно в самой Республике. Эти специалисты из научного мира разных профильных направлений особенно необходимы нам, чтобы помочь осмыслить исторический путь, пройденный Марийской автономной областью – Марийской АССР и Республикой Марий Эл за прошедшую столетнюю эпоху.
Каждый из нас многожды слышал про советскую цензуру на запретные темы и имена. Но разве всего этого нет в настоящее время? Особенно на примере Марий Эл, которая по воле одного лица превратилась в закрытую криминально – полицейскую вотчину. Из современной летописи марийского края ныне вымываются не только упоминания об известных гражданах Республики, но и вычеркиваются страницы и главы о её прошлых достижениях. Печальными фактами, подтверждающими запрет на получение информации, явилось закрытие ряда независимых республиканских газетных изданий. Вместо этого нас пичкают биографиями и памятниками царских правителей и вельмож. Более того, в угоду маркеловским архитектурным пристрастиям скоро в Йошкар – Оле не останется ни одного строения деревянного зодчества по причине их якобы несоответствия европейскому облику.
Таким образом, идет мощное, фронтальное наступление на марийскую историю, культуру и духовность. Причем, в наглую и по – иезуитски в канун празднования 100 – летия образования Республики Марий Эл.
Наша ассоциация по масштабу является межрегиональной, поэтому фокусирование внимания не должно ограничиваться лишь гражданами марийского края. Нам важно проследить историю политического, социально – экономического, общественно – культурного обустройства марийского этноса в пределах всего компактного и дисперсного его расселения по России, чтобы таким образом составить общую картину марийского мира ХХ – ХХI веков со всеми его житейскими проблемами, новыми именами и фактами.
Это, безусловно, архисложная задача. Но начало уже положено. Опубликованные в интернете статьи ряда делегатов и участников наше конференции имели не только просветительский характер, но и несли в себе значительный пропагандистский заряд, свидетельствующий о возросшем потенциале марийского национального движения на самоорганизацию и на дальнейшее свое историческое развитие как авангарда марийского народа.
Концентрированным выражением наших усилий явилось и издание книги под названием «С верой в народ и республику»» где дан достаточно емкий и точный анализ состояния дел в РМЭ за период с 2000 по 2012 годы в экономике, социальной , культурной и национальной политике.
Не скрою, что нам при этом важно было донести её содержание и суровую правду до высшего руководства федеральной власти в стране, причём, не фрагментарно в виде отдельных статей, а цельным изложением всей сложившейся ситуации с соответствующими выводами и предложениями. Только что из Администрации В.В. Путина поступило письмо: Ваше поздравление и книги на имя Президента Российской Федерации получены и зарегистрированы 31.12.2013г за № 111746. Теперь буду ждать окончательного ответа.
Что из этого получится, сбудутся ли наши ожидания по поводу возможных встречных мер по оздоровлению ситуации в РМЭ, покажет время. В любом случае заявленный тираж 1000 экземпляров будет исполнен. Часть его, я как автор и спонсор, планирую передать членским организациям ассоциации для использования в практической деятельности. А оставшаяся часть поступит в продажу с тем, чтобы полученные средства были задействованы на общественную работу и на издание очередных номеров газеты «Марий чанг».
И заключая данный раздел своего доклада, хочу еще раз подчеркнуть, что ассоциация «Марийский мир 21 век» - это не только организационно – правовая форма структурирования, но и во многом общественная площадка, где бы можно, не испрашивая разрешения со стороны чиновников – кураторов, говорить о своих наболевших проблемах, вносить интересные идеи – предложения для последующего совместного обсуждения в виде «мозговой атаки» и т.д. И в этой связи необходимо иметь в виду, что отныне ассоциация и её членские организации станут объектами пристального внимания со стороны других общественных объединений и просто граждан – физических лиц. Более того, нам будут постоянно предъявляться повышенные требования по части ответственности за все мыслимые и немыслимые проблемы, поскольку, как выражается интернет – персонаж «Победов», к «Мер канаш» нет смысла обращаться.
Такие просьбы адресуются к нам и со стороны активистов – экологов, выступающих против превращения плодородных земель Горномарийского района в полигон для мусорной свалки.
Безусловно, членам московского землячества – уроженцам этого края нужно подумать, как можно помочь им в борьбе с «мусорными олигархами». Но ведь в Йошкар – Оле под руководством М.З. Васютина и Н.Н. Гаврилова существует целая земляческая организация горных мари, о чем так подробно живописует «Оньжа» в отчете за 2013 год: «Особо хотелось бы отметить работу горномарийского землячества. Врачи, юристы, спортсмены, культурные (?) работники, проживающие в Йошкар – Оле, не только помнят свою малую Родину, но и выезжают в район, разговаривают с местным населением, проверяют его здоровье. Такие встречи согревают марийские песни и танцы». Так почему же оно, имеющее в своих рядах высокопоставленных чиновников и юристов, не реагируют на крики «SOS» со стороны местных граждан?
Как мне известно, в этом районе, будучи на пенсии, в настоящее время живет и первый президент РМЭ В.М. Зотин, который при желании мог бы подключиться к разрешению экологического конфликта?
Мы не отказываемся от помощи, вплоть до подписания открытого письма на имя Президента РФ В.В. Путина, получив необходимые материалы по сложившейся ситуации.
Наша деятельность чуть ли не под лупу стала отслеживаться заинтересованными чиновниками из Правительства Маркелова, чтобы при возможности публично опозорить нас или внести раскол в наши ряды, используя всю мощь имеющихся подручных средств. Ярким примером может служить недавний вояж в г. Чебоксары (Чувашия) зам. Министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Г.С. Ширяевой для участия в сборе актива РОО «Марийский культурный центр», на котором были подведены итоги работы за 2013 год. Главным намерением её было поставить под сомнение подпись Председателя организации Синякова С.М. в учредительном протоколе по созданию МАОО «Марийский мир – 21 век», с чём она публично обратилась к собравшимся с последующей целью признания регистрации ассоциации недействительной. Причём, ранее Министерство культуры РМЭ игнорировало приглашения марийцев Чувашии на проводимые ими мероприятия.
Не получив желаемого результата, в заключении Галина Степановна настоятельно просила Сергея Михайловича о том, чтобы он и возглавляемая им организация «не вздумали участвовать в большой политике» (?!). Вот вам истинное лицо маркеловского режима, напуганного появлением нашей ассоциации(!?).
Обо всем этом нами не раз уже писалось на мариувере и финугоре. Резонансным получился разговор о случайных и сомнительных попутчиках. Руководство ассоциации полагает, что он был весьма полезным и для нас самих, так как наглядно продемонстрировал нашу способность аргументировано полемизировать, защищая себя и своих сторонников от необоснованных нападок. Это был поучительный урок на бдительность и стойкость!
Михаил Долгов