Смельчак-диссидент вызывает рефлекторную симпатию. Так что понятно, почему многие уважают протодиакона Андрея Кураева за его внезапно активизировавшуюся после увольнения из Московской духовной академии борьбу (см. diak-kuraev.livejournal.com) с «голубой системой» внутри Русской православной церкви. На мой взгляд, он этого не заслуживает, а иерархи Русской православной церкви напрасно дали ему возможность напялить неуместный терновый венок.

Для начала нужен дисклеймер. Я не православный и церковь рассматриваю просто как дипломированный управленец — как организацию с понятными задачами вроде репутационного менеджмента и поддержания лояльности членов. Но ниже речь пойдет и о материях, дискутировать о которых я, строго говоря, никакого права не имею. Если кого-то оскорбляет сам факт, что я беру на себя смелость говорить о библейских доктринах, просто не читайте дальше.

Вот здесь можно найти список библейских цитат, осуждающих гомосексуальные отношения. Ветхозаветные сразу надо отбросить: христиане не соблюдают весь свод правил, существовавших для древних иудеев, почему тогда они должны учитывать тот факт, что когда-то однополые сношения карались смертью?

В Новом Завете всего несколько цитат, в которых упоминается «мужеложество», все из посланий апостолов Петра и Павла. В них секс между мужчинами упоминается в ряду других грехов. Например, в Первом послании к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

То есть гомосексуальность — это, с точки зрения греховности, то же самое, что любой внебрачный секс, пьянство или злоречие.

Сам Иисус о гомосексуальности не говорит ничего. Впрочем, некоторые считают иначе, приводя в пример строки из Евангелия от Луки (Лк 17:34 и 17:35):

«Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится».

Некоторые исследователи считают, что, поскольку в греческом оригинале «один» и «другой» — мужского рода, речь идет именно о гомосексуальном контакте. Другие считают, что речь о возлежащих рядом на пиру, а мужской род, чтобы не подчеркивать половую принадлежность, а то получится, что мужчину обязательно возьмут в царство Божие, а женщину нет, или наоборот. Насчет строфы 35 тоже спорят: выдвигалось мнение, что речь не о молотьбе, а о сексе, к которому может относиться греческое слово в исходном тексте. К тому же дело вроде бы все еще происходит ночью, упомянутой в строфе 34.

Этот евангельский пассаж, в общем, открыт интерпретациям. Но духу высказывания Христа вполне соответствовала бы возможность спасения для одного грешника и низвержения в ад для второго, в зависимости от искренности душевных мук и раскаяния. «Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния, с сознанием своей греховности и с самоукорением», — писал преподобный Иосиф Оптинский.

В рамках христианского вероучения священник-гомосексуалист не более грешен, чем священник-пьяница или монах, ложащийся в постель с женщиной. Или чем протодиакон, который злословит о других клириках. Все они могут быть прощены или, наоборот, отвергнуты как нераскаявшиеся.

Постепенно католики начинают произносить вслух что-то подобное. «Кто я такой, чтобы осуждать гея — человека доброй воли, ищущего Господа? — сказал в прошлом году папа Франциск. — Этих людей нельзя маргинализировать». Говорил он, кстати сказать, именно о католических священниках, не о мирянах. Имея в виду, что им, как и гетеросексуалам, нужно отказываться от предпочитаемой сексуальной практики, потому что она для них греховна, но и предполагая возможность отпущения грехов.

Православная церковь же предпочитает лицемерить. Официально — и потому в головах прихожан тоже — священник с гомосексуальными наклонностями так ужасен, что просто невозможен. Церковь не признает открыто, что люди бывают разные, и внутри нее тоже. Именно это дает людям вроде Кураева возможность «дуть в свисток», изображая диссидентов. Мол, один епископ кого-то «лапал», другой замечал других гомосексуалов своим «гей-радаром» и продвигал по службе, третий спроектировал резиденцию так, чтобы можно было безобразничать с иподиаконами.

Иерархи закрывают глаза на гомосексуальность внутри церкви, и это первая степень лицемерия. Вторая — нетерпимость, чуждая исконному духу организации. Кураев — лицемер второй степени. Поэтому он сейчас на коне: он радикальнее и оттого красивее выглядит.

Тут, наверное, имеет смысл напомнить, что протодиакон — не только гомофоб, но и антисемит. Кому мало видео по ссылке, может прочесть его работу «Как делают антисемитом». Во Франции после таких текстов Кураеву запрещали бы выступать публично, как сейчас запрещают комику Дьедонне М'бала М'бала. Но у нас, слава богу, не Франция и всякий имеет право изрыгать антисемитскую чепуху: на то и свобода слова. Это «пропаганда нетрадиционных половых отношений» у нас запрещена. (На мой взгляд, логично было бы не запрещать ни того, ни другого).

Если бы церковь спокойно и открыто признавала, что гомосексуальность — это не болезнь и не извращение, если бы (скажу, зажмурившись) тем священникам, на которых не распространяется целибат, можно было жить в однополом браке, организацию вряд ли было бы можно атаковать с кураевских позиций. Да, кстати, и гомофобных законов в стране бы не принимали, и в президентских посланиях не было бы сентенций про «бесполую так называемую толерантность».

Но тут всегда есть опасность: паства-то не поймет. Она же дремучая у нас, не то что в Польше или Аргентине. Поэтому у иерархов РПЦ не хватит смелости даже на мягкий пересмотр позиций а-ля Франциск. И поэтому более радикальные лицемеры, пещерно-нетерпимые, вечно кем-то обиженные — то евреями, то геями — люди будут ходить в революционерах и очистителях. Больше того, немалая часть воцерковленных будет лояльна именно им, а не официальной иерархии. И репутацию организации будут формировать они, люди, может, и искренние, но диковатые.