Наверное, так и прожил бы жизнь не ознакомившись с творчеством Захара Мая и не услышав его песню «Менты хуже пидарасов», если бы не Борис Суранов, заместитель главного редактора газеты «Красное знамя». Почти шесть лет назад, на известном судебном процессе по делу блогера Саввы, замглавреда выступал в качестве свидетеля и, отвечая на вопрос судьи Любови Сухаревой о его отношении к слову «менты», шокировал её упоминанием захармаевского творения. Название песни, конечно, совершенно глупое, даже идиотское, – ну, не могут же, ей богу, все менты быть хуже… некуда. А для тех ментов, которые действительно хуже, судимым блогером Саввой было придумано весьма удачное выражение - «неверные менты», ставшее с тех пор устойчивым словосочетанием великого русского языка (наряду с уже известным термином «оборотни в погонах») и мемом.
Однако, как показывает практика, неверными могут быть не только сотрудники правоохранительных органов, но также представители самых разных профессий, в том числе журналисты и работники СМИ. О некоторых, вернее, об одном из них здесь и пойдёт речь, как нетрудно догадаться.
Сожалея об отсутствии местной журналистской антипремии за самую халтурную публикацию в СМИ и/или вообще за халтурное отношение к своей профессии, в качестве одного из вероятных победителей я назвал Михаила Казанцева. Михаил действительно обладает необходимым набором несовместимых с журналистской профессией качеств, способных обеспечить ему заслуженную победу в номинации «Халтурщик года» или «Недожурналист года», оставив позади себя в жёстком состязании даже печально известную Марию Сакаеву.
Пожалуй, самым громким в прошедшем году «проколом» корреспондента «Красного знамени» Казанцева явилась его февральская публикация о концерте джазового пианиста Даниила Крамера. Тот, по словам Казанцева, якобы пообещал в следующий свой приезд привезти в Сыктывкар знаменитую американскую певицу Аниту Бейкер. Казанцев, будучи по природе своей и по воспитанию человеком невнимательным и небрежным, услышав на концерте имя "Анита" и, толком не разобрав фамилию певицы, сразу решил, что это наиболее известная из Анит – Бейкер, и быстро-быстро побежал делать сенсационное сообщение в газете. Но когда в апреле Крамер приехал с Анитой, но не Бейкер, а молодой певицей Анитой Кинг, то ни сам Казанцев, ни редакция КЗ и пальцем не пошевелили, чтобы извиниться перед тысячами облапошенных читателей, или хотя бы высказать сожаление, как это делают в подобных случаях приличные СМИ. А жидко опроставшийся перед всей республикой Казанцев даже не подумал вернуть в кассу редакции гонорар, нечестно полученный за свою халтуру. Даниил Крамер, узнав от меня о такой выходке старейшей газеты Коми, сделал большие глаза от удивления: конечно же, Бейкер даже и не планировалась, и говорил он на предыдущем концерте именно об Аните Кинг. Я, как мог, успокаивал заслуженного музыканта: мол, это у нас город такой "культурный" - Сыктывкар, и СМИ у нас соответствующие, извините, уважаемый Даниил.
Пофигистское отношение к своей профессии и к читателям газеты для Михаила Казанцева не является исключительным. Это вообще его как бы кредо. Читатель – лох и быдло для Казанцева. Рассказывая однажды (за деньги) о поездке своего знакомого в Бразилию, Казанцев неверно указал название горы Корковаду (Горбун) в Рио-Де-Жанейро – да-да, той самой, знаменитой, со статуей Христа-Искупителя на вершине, да ещё и спутал её с другой горой – Сахарная голова, стоящей недалеко от Корковаду. С самыми добрыми намерениями, по-дружески, я в тот же день при встрече сказал Михаилу об ошибке. Но он лишь отмахнулся с улыбкой – мол, ерунда, мелочь, читатель всё равно ничего не заметит, да и вообще, пипл и так схавает, невелика беда. В итоге, ошибка так и осталась в газете, тёмным пятнышком легла на историю республиканской журналистики.
Существует такой человеческий недуг - дискалькулия, неспособность к количественной оценке объектов с первого взгляда. Причинами данной патологии являются нарушения обработки зрительной памяти, внимания, абстрактно-логического мышления. Медицинская наука объясняет это недостаточным размером и недостаточной активностью внутритеменной борозды теменной доли мозга. Так вот, внутритеменная борозда мозга Михаила Казанцева тоже оказалась недостаточно хороша собой, поэтому Михаилу трудно даются числовые и количественные оценки.
Как-то раз, путешествуя по США, Казанцев очутился в «городке» Шарлотт, который показался ему «крошечным по населению и территории» и он, естественно, написал об этом (за деньги) в своей любимой газете-кормилице. Но внимательные читатели стали в комментариях возражать автору и разоблачили его: «крошечный городок» оказался по населению почти равным РК(!), а если брать всю агломерацию Шарлотт, то её население в два с половиной раза превышает популяцию славной республики Коми (!!!). Вот так городок с ноготок! Ай да Казанцев!
Удивляет вот что. Имея под руками мощнейший информационный ресурс – Интернет, Казанцев умудряется совершать какие-то детские ошибки. Конечно, лень раньше нас всех родилась, но в случае с Казанцевым это уже не просто лень, а какая-то действительно патология. Потыкать пальцем в клавиатуру компьютера и за несколько секунд найти всё и о Корковаду, и о Сахарной голове, и о «крошечном городке» Шарлотт – да о чём угодно - для Казанцева составляет тяжелейший, непосильный труд. Если на пятом десятке своей жизни человек, претендующий называться журналистом, не способен решать такие простейшие задачи, то это уже, извините, профнепригодность и инфантилизм в одном флаконе.
А вот ещё репортаж - о недавнем концерте в местной филармонии, зал которой был заполнен зрителями не менее чем на три четверти. Однако Казанцеву померещилось, что зрителей было ползала. То ли это казанцевская внутритеменная борозда опять маху дала, то ли просто захотелось автору эти ползала притянуть за уши к названию пьесы – «Полу-Нельсон». Кстати, притягивать за уши ради красного словца - вообще особенность корреспондента КЗ Казанцева.
Абсолютным шедевром недостаточной активности внутритеменной борозды теменной доли мозга Казанцева, усиленной природной ленью и благоприобретённой распущенностью инфантила Михаила стала его статейка «Приплыли». Однако, сейчас на сайте КЗ в ней уже не найти ни той коронной фразы, ни моих комментариев к ней. Автор всё удалил, оставил только начало предложения: «Уж лучше Доска почёта с ликами лучших людей...». Почему удалил на сайте и почему не исправил ошибку, на которую я ему указывал многократно, можно понять, взглянув на оригинал, который сохранился для потомков в печатном варианте номера газеты "Красное знамя" от 26 сентября 2013 года:
Каждому сыктывкарцу и гостю столицы с нормативной внутритеменной бороздой известно, что на Доске почёта не 12, а 20 (двадцать) фотографий - по 10 с каждой стороны. Но даже те, кому не повезло с бороздой, могут подойти к Доске и с помощью зрительного восприятия и пальца пересчитать количество фотографий, если, конечно, в этом есть потребность. У Казанцева, как хорошо известно, нет потребности быть точным, он вообще плевать хотел на этические нормы журналистского сообщества, при любых условиях исключающие преднамеренное искажение любых фактов. Да и потом, сочинив такую красивую фразу про апостолов, вероломных иуд и зад гранитный Ильича, удалить её из-за того, что на Доске оказалось (shit! damn! fuck!) не столь желаемое Казанцеву количество фотографий? Нет уж, на это он не пойдёт. И, в принципе, его можно понять. Представьте себе, как смаковал Миша сочиняя эту фразу, это предложение, как он кайфовал от каждого его слова, как балдел от каждой его цифры и тащился, как наркоман, от культового и многосмыслового числа 12. Как он живо рисовал в своём полудетском воображении тараноподобную Доску почёта, въезжающую - и не просто, а с вероломством библейских иуд - в гранитный зад гранитного же Владимира Ильича Ленина! И вдруг весь строй этих слов и цифр, эту красивую и любимую игрушку Миши, которую он сотворил сам, надо взять и поломать? Не бывать тому! А лохи-читатели газеты "Красное знамя" схавают и так, им не привыкать.
Поговаривают, что Казанцев до сих пор не может поверить в 20 фотографий на Доске почёта. Иногда, поздно вечером или ночью, когда Стефановская площадь пустеет, редкие прохожие наблюдают странного человека, двигающегося вокруг Доски почёта и медленно пересчитывающего изображения лучших людей, отмечая каждого из них характерным движением указательного пальца. Делает он это по нескольку раз, потом в задумчивости уходит восвояси. А недавно произошёл небывалый случай, зафиксированный на видео. Есть подозрение, что человек на видео - это краснознамёнец Казанцев. Не удивлюсь, если что. Нервы, нервы.
В следующей, заключительной части триптиха "Красное знамя" гадит" будет рассказано ещё об одном "подвиге" Михаила Казанцева. А также о тех, кто в редакции "крышует" горе-журналистов и о нравах, царящих ныне в газете "Красное знамя".