30 декабря на лентах информационных агентств появилась новость о том, что президент В. В. Путин подписал закон о введении наказания в размере до пяти лет заключения за публичные призывы к разделению России. РИА «Новости», сообщают, что закон дополняет УК новой статьей, предусматривающей ответственность за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности». За призывы к сепаратизму предусмотрен штраф в размере до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 300 часов или лишение свободы на срок до трех лет. Если публичные призывы к сепаратизму совершались с использованием СМИ, включая интернет, нарушитель может понести наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Документ официально вступил в силу после публикации в «Российской газете» в понедельник.

Итак, публичные призывы к разделению России и сепаратизму отдельных территорий теперь будут наказываться уголовно. В этой связи я вспомнил такой случай из совсем недавнего прошлого. В конце осени я был в Ижевске на турнире среди блогеров по различным интеллектуальным играм. Там собрались представители разных городов России: из Казани, Томска, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми и т.д. В какой-то момент я заметил мужчину в майке с надписью «I’m*Siberian» (Я сибиряк). Мужчина был средних лет, ходил с тростью и достаточно дружелюбно со всеми общался. Его «сибирская» майка привлекла мое внимание по той причине, что в интернете я не раз натыкался на онлайн продажу товаров с «сибирскими» логотипами и дискуссии о том, является ли подобное позиционирование Сибири как не части России, а некого отдельного субъекта в политической и общественной жизни нормальным явлением? Я подошел к мужчине, и мы с ним несколько минут пообщались. Он рассказал, что майку ему подарили друзья, мол, едешь в Удмуртию, покажи, что ты сибиряк. Сам лично он не считает, что подобные майки могут быть некими «сепаратистскими символами», это просто попытка выделиться в толпе представителей других регионов. При этом мужчина согласился, что по сути дела никаких сибиряков вне контекста общей российской идентичности нет, и народа такого не существует также. Однако совершенно непонятно, откуда тогда взялись 4 тысячи человек, которые по последней переписи населения в графе «национальность» вписали «сибиряк»? Этот факт мой собеседник никак прокомментировать толком не смог, ответив только, что, мол, да, есть у них и такое. В общем, пообщавшись с этим человеком, вопросы у меня все равно остались.

Сам проект «I’m Siberian», запущенный в 2012 г., достаточно успешен, в середине 2013 г. креативный директор проекта Владимир Черепанов сообщал, что «продано более 3000 маек с логотипом I'm Siberian и около 1000 обложек на паспорт. В среднем в месяц продается 150 маек и 100 обложек. Футболка с надписью I'm*Siberian стоит 950 руб., обложка для паспорта с аналогичной надписью — 600 руб., во столько же обойдутся очки для сна в самолете или набор форм для льда». Причем, если раньше товары продавались только в интернете, то сегодня они уже выставлены в больших ТРЦ крупных сибирских городов. Основной смысловой составляющей проекта «I’m*Siberian» Владимир Черепанов считает то, что многие жители городов Сибири«предпочитают представляться иностранцам именно «из Сибири»: это не только вызывает меньше негативных ассоциаций (с коррупцией, авторитаризмом и т.д.), чем «из России», но и воспринимается собеседником как романтика и экзотика». (отсюдаhttp://news.ngs.ru/more/1153487)


Публицист Андрей Каменецкий в этой связи отмечает, что здесь «речь не идёт о бренде региона, который помогал бы реальной продукции или услуге. "I’m*Siberian" служит исключительно политической цели «объединения». То есть все эти наклеечки, маечки и мимимишки, несмотря на всю свою легкомысленно-позитивистскую направленность, делают важную вещь. Они выделяют из народа России, из русских вообще - фантомный конструкт «сибиряки», подменяя реальную российскую идентичность вымышленной». (отсюдаhttp://www.odnako.org/blogs/show_25756/)

Вот так и получается достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, регионы ищут свою идентичность, бренд, который был бы узнаваем и продаваем (этим же сейчас занимается администрация г. Кирова). С другой стороны, такая деятельность может трактоваться и как сепаратистская, направленная на обособление определенной территории из состава общероссийской общности. Грань между двумя этими положениями очень тонка, а подписанный накануне президентом закон при этом действительно суров. Вот и попробуйте через его призму посмотреть на проект «I'm* Siberian» и ответить сами себе на вопрос: способствует ли он «нарушению территориальной целостности» РФ или это просто креативный коммерческий продукт с местным колоритом?




P.S. Больше про проект «I’m Siberian» и местный сепаратизм можно прочесть здесь.

Оригинал