Мы познакомились и подружились с Валерием Анатольевичем Гауптманом в 2001 году, когда я работал заместителем генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча» (АГД), а он руководил региональным подразделением компании «Финнколор».

Чуть позже вместе с друзьями, партнерами и коллегами мы вместе с В.А.Гауптманом приступили к грандиозному проекту реставрации и ремонта Благовещенского храма на севере Ненецкого автономного округа. Руководил этим большим делом генеральный директор АГД Алексей Баринов. Церковь была отремонтирована превосходно. Особенно поразило жителей села и многочисленных гостей, приехавших на освящение, замечательно покрашенные Финнколором белые стены и голубые купола древнего храма. Подлетая к Неси на вертолете, все мы просто любовались церковью, которая выглядела как нарядная елочная игрушка. И, что очень примечательно, продолжает выглядеть так и сейчас! Высочайшее качество и надежность работы были и остаются маркой Финнколора, которым руководил Валерий Гауптман (а сейчас столь же успешно руководит его сын Марк). Приятно упомянуть, что за реставрацию Благовещенского храма предстоятель Русской Православной Церкви Алексий Второй в 2004 году удостоил Баринова ордена преподобного Сергия Радонежского, а Гауптмана – патриаршей грамотой.

Чуть позже Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор Поморского государственного университета, профессор Владимир Булатов, издатель и общественный деятель Владимир Станулевич и мы с Валерием Гауптманом создали региональную общественную организацию «Совет национальностей Архангельской области», долгое время остававшейся очень влиятельной и авторитетной. Совет проводил многочисленные фестивали, конференции и семинары, нацеленные на упрочение национального мира и религиозного согласия на Севере.

Это обстоятельство, как и самое активное участие Валерия Гауптмана (создателя региональной еврейской общины, остававшегося ее признанным лидером вплоть до отъезда в Израиль) в реставрации православной церкви на берегу Баренцева моря, формирует необходимый контекст, важный для понимания логики и акцентов предлагаемого вниманию читателей текста.

Текста, который я перечитывал трижды – настолько он мне понравился своей ясной убедительностью, четкой гражданской позицией и утонченным юмором, не лишенным, впрочем, оттенка иронии, вполне заслуженной Дмитрием Семушиным, полагающим себя историком и журналистом…

Поэтому, высоко оценивая название заметок Валерия Анатольевича – «Перечитывая Гоголя», я предлагаю прочитать и перечитать вместе со мной статью Валерия Гауптмана. Она поможет лучше понять и оценить информационные и общественные аспекты ситуации, сложившиеся вокруг проректора САФУ Дмитрия Таскаева, оказавшегося недавно в изоляции. Можно полагать, только временной…

Дмитрий Несанелис

Г-н Семушин!

«Теперь у нас подлецов не бывает»,  - цитируете Вы Н.В.Гоголя.

И совершенно напрасно. Еще как бывают, и статья Ваша - яркое тому подтверждение. Мне не хотелось писать Вам прежде всего потому, что я давно придерживаюсь принципа: «Собака лает - караван идет». Тем более, что я уже прочел достойную отповедь Леонида Чертока и совершенно блестящий комментарий «скромного профессора Дмитрия Несанелиса».

Не обладая и малой долей литературных и полемических способностей этих авторов, я, тем не менее, решился на этот эпистолярный «подвиг» только потому, что был свидетелем или участником некоторых событий, о которых Вы пишете. И могу судить о правомерности Ваших умозаключений, основанных на излагаемых в статье «фактах». Прежде всего, мне категорически не понятно, как связано «нынешнее коррупционное дело Дмитрия Таскаева...» и возникшая в 1990-е годы местная еврейская община, «отчасти связанная, - по Вашему мнению, - с номенклатурой и вузовскими работниками своим происхождением»?

Довожу до сведения кандидата исторических наук Семушина, что еврейская община Архангельской области зарегистрирована 16 января 1991 года, и в ближайшие дни мы с радостью отметим 23-ю годовщину ее рождения.

У истоков возрождения общины был «пенсионер Валерий Гауптман из далекого израильского Ашдода», мнением которого, к моему удивлению, Вы решили поинтересоваться в связи с коррупционным скандалом. На самом же деле, все зарождалось задолго до официальной регистрации, на моей кухне и на кухнях моих друзей: трагически погибшего в 2002 году Семена Ласкина (да будет благословенна память о нем) и, Слава Богу, ныне здравствующего Бориса Миропольского. Все трое никакого отношения не имели ни к номенклатуре, ни к вузовским работникам. Все работали на предприятиях Северодвинска и, я надеюсь, оставили о себе хорошую память. Скажу Вам по секрету, что моя причастность к возрождению еврейской жизни вообще, и общины в частности, на Севере России (а евреи живут в Архангельске почти 200 лет) является предметом моей гордости и, может быть,- это главное, что мне удалось сделать за свою, уже довольно длинную жизнь.

С Дмитрием Таскаевым мы никогда не были друзьями, и встречались довольно редко. Тем не менее, всегда считал его человеком талантливым, сильным, целеустремленным и очень полезным в любом деле, за которое он брался.

Я и сегодня так считаю. К еврейской общине Дмитрий Владимирович имеет такое же отношение, как я к Харьковской милиции. То есть - никакого! Будучи православным христианином, он не считал целесообразным сотрудничать с нашей общиной. Много лет занимался благотворительностью (за что честь ему и хвала!), но только не в еврейской общине. Жаль, конечно, талантливые и щедрые люди всем нужны, но он имеет право, конечно, на свою собственную позицию. Надеюсь, что ни одному нормальному человеку не придет в голову мысль обвинить православную общину Архангельска в том, что кто-то из ее членов замешан в коррупционном или ином неблаговидном поступке. Оценку коррупционному скандалу дадут люди, которые обязаны делать это по роду службы. Злорадствовать по этому поводу, в отличие от Вас, не буду. Как известно: «От тюрьмы и от сумы ....» и далее по тексту. Могу только пожелать Дмитрию Владимировичу здоровья (к сожалению, для него это актуально). И терпения. Все проходит, и это пройдет.

«Другой очень важный момент. Брат Дмитрия Таскаева - Лев очень любит подчеркивать и демонстрировать в Архангельске свое еврейское происхождение и еврейскую идентичность», - подчеркиваете Вы. Зная Леву много лет, не могу представить, каким образом он демонстрирует свою «еврейскую идентичность». Не скрывает своего еврейства? Молодец! Носит на шее цепочку со звездой Давида? По-моему, даже представители коренных малочисленных народов Севера носят сегодня магендавид. И почему это так важно? И какое все это имеет отношение к скандалу, связанному с его братом? А если бы Лев Таскаев подчеркивал свою украинскую, татарскую или эфиопскую идентичность, это тоже было бы так «важно»? И я, и Вы знаем ответ на этот вопрос. Никогда Лев Таскаев не был еврейским активистом, как и большинство членов общины. Два-три раза в году ходит на еврейские праздники. Добрый, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь любому, вне зависимости от национальной идентичности, за что, собственно, я его и люблю. Считаю его другом (с учетом разницы в возрасте) и, надеюсь, что это взаимно.

Мама братьев Таскаевых, действительно, какое-то время работала в благотворительном фонде «Хэсэд - Ахим», где до сих пор ее вспоминают с благодарностью. Умная, красивая, интеллигентная, редкой порядочности женщина.

Вы пишете, что из «разоблачительной прессы» (это что, жанр такой?) стало известно, что Д. Таскаев то ли дворец построил в Ашдоде, то ли квартиру купил. Подтверждаю, да - купил для больной мамы квартиру; да - квартиру купил в кредит; да - этот кредит еще долго нужно будет погашать (теперь не очень понятно, как). Предмет обсуждения знаю точно, поскольку на балкончике этой квартиры выпил бесчисленное количество крепких алкогольных напитков в обществе несравненной Елены Исааковны.

Нет смысла комментировать, как Вы, походя, вместе с Исааком Гершензоном, оскорбили первостроителей Северодвинска. К монументу в их честь, в числе тысяч других горожан, я, многие годы, в День города, приносил цветы, не исследуя при этом национальный состав пассажиров парохода «Иван Каляев».

Есть у евреев великий пост - Судный День (Йом Кипур). В этот день решается судьба всего и всех, судьба каждого человека. Будет он жив или умрет, будет здоров или заболеет, будет богат или беден, будет свободен или окажется в тюрьме. Путь к этому дню, «дьяволу служить или пророку», каждый выбирает сам. Обладая свободой воли, даже «меру окончательной расплаты каждый выбирает для себя». И каждому воздастся по делам его.

Валерий Гауптман

Ашдод, 26.12.13