24-25 декабря приняли участие в конференции в Йошкар-Оле, которую проводила местная правозащитная организация "Человек и закон". Тема конференции, если кратко звучит так: Просвещение представителей власти в области Права Человека. Народу на конференции было не много, где-то человек 40 в общем числе, но представительность была неплохой. Был местный Уполномоченный по Правам Человека, был человек из прокуратуры, человек из местной тюремной службы. Из московской наблюдательной комиссии был Валерий Борщев (удалось взять интервью сБорщевым) и Любовь Волкова, был член Совета при Президенте России Бабушкин Андрей, был представитель аппарата Уполномоченного по Правам Человека Татарстана. Так же были местные общественные организации. Из приезжих общественников были наша группа из Коми и члены ОНК из Архангельска. Вся конференция проходила в местном университете. Участников конференции приветствовал исполняющий обязанности ректора.
Волкова и Борщев. Фото взял здесь.
В первый день слушали доклады о различных системах просвещения, в том числе государственного просвещения чиновников и общественного просвещения. Я толканул свой доклад о причинах сопротивления чиновников общественному просвещению в области Прав Человека. Основная идея простая - это недоверие. Все ищут врагов, по старой большевистской привычки и не верят друг другу, а надо искать точки соприкосновения и избавляться от поиска врагов, надо совместно осознавать и вырабатывать общественный заказ как перед чиновниками, так и перед общественными структурами.
Мне более всего понравился доклад Елены Ермиловой. Она просто рассказала, как они начинали контроль и помощь тюрьмам. Как возили гуманитарку в голодные тюрьмы, как гуманитарная помощь превратилась в контроль. От простого желания помочь до довольно сложной системы. В кулуарах разговаривал с ней, она очень тепло отозвалась о Ирине Виноградовой из прошлого созыва ОНК Республики Коми. Я ей объяснил, что мы продолжаем бороться за то, что бы Ира прошла и в новый состав ОНК.
В кулуарах велось много бесед. Борщев и Бабушкин все время вспоминали Мезака. Для московских правозащитников Эрнест Мезак - это очень большая величина. Мы в Коми этого не замечаем, а со стороны это видно очень хорошо.
Второй день работа была до обеда, мы разбились на две секции и стали вырабатывать предложения в области просвещения и образования чиновников. Я пошел в секцию по просвещению. Руководила секцией местный омбусмен. Очень интересная и активная дама. Я даже позавидовал жителям Мари Эл. Она работает в довольно сложных условиях и старается налаживать отношение со всеми сторонами. Она преподаватель местного университета.
В конце концов нам удалось выработать, с моей точки зрения, много довольно интересных предложений для федеральных властей, муниципальных властей, для общественности, для СМИ. Посмотрим какова будет реакция.
Когда все закончилось участники пошли в местный музей политических репрессий. Лена и Максим успели сходить в этот музей 23 декабря, когда мы только приехали в города. Я был раньше в этом музее и описывал его у себя в одном из постов. Единственным, кто так и не смог посетить музей - это был Павел. Тем не менее мы сели на машину и поехали назад в Сыктывкар.