Единственным смыслом существования чиновника является служба народу, обслуживание интересов каждого гражданина и общества в целом.
Для кого-то это очевидно, а кто-то над этим громко посмеется. Чиновники сыктывкарской администрации посмеются. И посмеются не только над святой простотой и наивностью фразы. Посмеются над человеческим горем, посмеются чужой беде. Спровоцируют трагедию и посмеются над ней. Думаете сгущаю краски и говорю для красного словца? Как бы не так.
За написание этого поста я сел не сразу, мне потребовалось некоторое время чтобы остыть и писать без лишних эмоций. Дальше я поведаю о ситуации, в которой оказался я и сотни других горожан.
С ростом правовой культуры граждане начинают пользоваться активнее своими правами. Государство реагирует странно - меняет законы, саботирует их исполнение, давит на людей. В зависимости от ситуации. Примерно полтора года назад жители Сыктывкара, проживающие в ветхих домах решили не слушать лепет чиновников о скором переселении (нас обещали ну просто железно переселить через четыре года - в 2002 году, мол, будете жить благоустроено), а добиться улучшения жилищных условий через суд. Суды повалили.
Администрация города реагировала как и прежде - пофигистично. На судебные заседания представители не ходили. Зачем ходить? Очереди на жилье стоят десятками лет, пусть стоят еще. Но граждане пошли дальше - стали подавать заявления о замене будущей квартиры на денежную компенсацию по рыночной стоимости. И вот тут-то город понял что попадает на большие деньги. Надо было что-то придумать.
Утверждать не возьмусь, свечку не держал. Но говорят что самые топовые чиновники администрации запустили все возможные ресурсы чтобы решить проблему. Как бы решили проблему в нормальном государстве? Город бы взял кредит под строительство 4-5 многоквартирных домов, куда расселил бы всех из гниющих деревяшек. Как решает проблему команда Поздеева? По слухам, они начали встречаться с юристами, обеспечивающими защиту в этих судах, общались с приставами, с самими судами. Нужно было сделать все, чтобы судебные решения не менялись и люди дальше стояли в очереди и не получали компенсацию. Как мне сказал Роман Койдан, занимающийся этими делами с самого начала, раньше процессы проходили без проблем. С осени ситуация резко изменилась. Удивительно, но суды вдруг стали отказывать гражданам.
Мое заседание было назначено на 9:20. До меня было заседание в 9 утра и после моего было в 9:40. По 20 минут секретариат городского суда выделил на эти процессы. Можно ли успеть хотя бы напечатать решение за это время? Можно ли успеть выслушать стороны и вынести справедливое решение?
В коридор из зала суда вышла молодая женщина и мужчина лет пятидесяти. Опрятные и немного растерянные они сели дожидаться решения. На соседнюю скамейку сели два юриста администрации. Мужчина с золотым перстнем, инкрустированным черным камнем и женщина в шубе. Их настроение было приподнятое, что нехарактерно для низкоквалифицированных юристов в суде, там они обычно грустят. Через 3 минуты их позвали в зал на оглашение. Две пары вышли из зала, девушка-истец села на скамейку и смотрела в пустоту. "Как так?". Мужчина стоял рядом и был мрачнее тучи. Было видно что у него нет сил поддержать пришедшую с ним девушку. "Я сожгу их. Всю эту администрацию", сказала девушка сквозь слезы и быстрым шагом пошла на выход. Мужчина последовал за ней. Юристы прыснули от смеха. Пока я доставал телефон на их лице осталась лишь довольная улыбка. Полюбуйтесь.
"Я сожгу их" - фраза, которую произнес не революционер, не маргинал, не радикальный оппозиционер. Просто девушка, которую довели до черты. На меня это произвело сильное впечатление.
Мне и моей маме в суд пришел помочь Роман Койдан. Он озвучил в суде нашу позицию. Во "внеочередной очереди" (сам термин являет собой верх издевательства над людьми) мы стоим в очереди где-то 550-ми. По сути администрация ничего не делает чтобы решить проблему. Вне очереди, видимо во внеочередную внеочередь, ставятся инвалиды и дети сироты. Им выдается, смешно сказать, 40 квартир в год. Этими 40 квартирами чиновники и прикрываются. Мол, подождите, всего 10 лет и до вас очередь дойдет. Но эти 40 квартир в год к месту в очереди нашей семьи не имеют никакого отношения. Стало быть администрация бездействует и по закону суд должен был заменить квартиру денежной компенсацией. Должен был, но не заменил. Моя мама стоит в очереди педагогических работников с 1987 года. Уже 26 лет. И края этому не видно. На лицах юристов от администрации читался вопрос - "Ну и зачем вы сюда пришли? С чего вы решили что мы вам что-то должны?"
После нас (через 20 минут) в суде выступали другие жильцы ветхого дома. Они показывали фотографии дыр в полу, из которых лезут крысы, кривые потолки и стены. Им суд тоже отказал. Суд счет что они тоже должны ждать пока город даст им жилье.
Семей таких уже порядка 600. В каждой семье по 2-3 человека, т.е. в среднем 1500 людей, хоть раз, но формулировавших готовность сжечь городскую администрацию. Сжигать, конечно, ничего не надо. Это проблемы не решит.
Но представьте себе - 1500 человек. На крупнейший митинг современной истории Сыктывкара вышло примерно столько же.
Вот что я буду делать дальше. Мы обжалуем решение городского суда в верховном суде Коми. Если мы проиграем и тот суд, то такого издевательства над моей семьей, мамой в частности, я не потерплю. Так как дела объединены в одно производство, я имею доступ ко всем адресам сотен истцов. Я не пожалею неделю рабочего времени чтобы позвать их всех на общий сбор в холле администрации, откуда мы не уйдем, пока не получим внятного ответа о сложившейся ситуации и немедленной отставки главы администрации.
Я очень не хочу это делать, я от этого устал, мне нужен перерыв. Я хочу заниматься своими делами, связанными с бизнесом, городскими проектами, стартапами, до конца зимы хочется слетать на юг. Но может случиться так, что у меня не будет выбора. Не до юга будет. Если суд выиграю, то буду рад тому что мне не придется вести людей на оккупай и привлекать внимание федеральной власти. Президент, кстати, на моей стороне - http://top.rbc.ru/society/23/12/2013/896