На прошлой неделе страна наша отмечала 20-летие принятие конституции Российской Федерации. По этому случаю я дал небольшой комментарий в сюжете от 1 городского канала, вот он:



Немного поясню, о чем говорила журналистка за кадром, когда упоминала о роли кировчан в составлении текста конституции. Дело в том, что у нас в архиве сохранилась статья А. Я. Костина, который в 1992 г. был председателем Кировского областного Совета народных депутатов . Так вот, он подробно описывает как в составе делегации от Кировской области ездил в Москву участвовать в Конституционном совещании. По возвращении в Киров Костин встретился с председателями райгорсоветов и рассказал им о том, как составлялся текст конституции.  В завершении беседы Костин  сказал вот такую фразу: «В целом положительно оценивая проект, группа представителей Кировской области не одобряет его полностью. Есть замечания по отдельным статьям, но принципиальным является вопрос о равенстве субъектов Федерации. Дело в том, что в настоящее время республики имеют более высокий правовой статус, чем края и области».После статьи Костина в архивном деле хранится заметка некого А. Антонова, доктора философских наук, смысл его умозаключений в том, что за конституцию нужно обязательно голосовать, а если вас не устраивают какие-то ее статьи, то можно будет потом поучаствовать в принятии поправок, это нормальная процедура. Статья Антонова была опубликована в информационном бюллетене «Губернские вести» и стала своеобразной основой для пропагандисткой работы пресс-службы облсовета и администрации области. В итоге, как вы знаете, большая часть из пришедших на референдум все-таки поддержали конституцию.

Хотя много тогда говорило и о фальсификациях, и о спорных различных моментах в механизме голосования.  Вот тоже интересный случай произошел недавно: приходил к нам в архив режиссер Свистунов с ВГТРК, он снимал фильм про принятие конституции. И этот Свистунов говорил, что везде искал документы о декабрьском референдуме 1993 г. и нигде их нет. В самом деле, у нас в архиве они тоже не хранятся. По первым выборам в Гос. Думу есть, а по конституционному референдуму почему-то нет ничего. Свистунов посетовал на неудачу и расстроился. А я потом зашел в википедию, а там как раз написано, что «все  избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова». Жаль, сейчас было бы любопытно посмотреть на них. Все-таки это хоть и новейшая, но уже история, которая с каждым годом от нас все дальше и дальше.

Оригинал