Есть в России примета – как только год близится к концу, президент страны нас посылает. В смысле, зачитывает послание. Зачитывает его он доверенным лицам – депутатам там, министрам, сенаторам, служителям культа и пр. Но слушает весь народ. И сопереживает? Не уверен.
Нынешнее послание ещё и выпало на день Конституции. По этому случаю Путин опоздал у народу всего-то на 7 минут, Папа Римский ждал его значительно дольше. Так и народ свой, не римский. Ритуал (или процедура, как правильно?) читки отработан до мелочей – входит, читает, слушают, аплодируют (в определённых местах), встают под гимн, все на выход! Впрочем, подготовка текста тоже - различные подразделения Кремля прорабатывали блоки вопросов по своей тематике, которые затем сводятся в единый документ. Затем президент проводит серию консультаций с парламентскими партиями, которые также делают свои предложения. Правда, будут они включены в документ или нет, который в целом к моменту таких встреч уже готов, зависит от президента. Он-то и готовит окончательную редакцию текста, иногда - до момента непосредственного оглашения послания, так что документ в отдельных деталях - сюрприз даже для ближайшего окружения президента. Так было и на этот раз, буквально за несколько часов до события в интернет была вброшена инфа о том, что в этот раз Путин сенсационно отменит выборы мэров городов и упразднит горсоветы за ненадобностью. Причём вбрасывал демократический «Дождь», которому многие, кто саркастически смотрит на происходящее в стране, доверяют. Зачем именно он и вообще зачем, поговорим ниже.
Ещё из Кремля просочилась инфа, что все консультанты, от оппозиционеров до единоросов, волновались, больше всего, по поводу нелегальной иммиграции, национального вопроса и территориальной целостности страны. Короче, было президенту, о чём поговорить, а нам послушать.
В итоге всё пошло по сценарию. Для начала Путин поздравил присутствующих с Днём Конституции и напомнил, что положения Конституции, определяющие права и свободы человека, должны быть незыблемы, но этот закон нельзя считать мертвым, так как некоторые изменения жизненно необходимы. То есть, возможны «точечные» корректировки Основного закона. Представляю, как в этот момент у многих поджались пальцы ног… жаль, что в Георгиевский зал босых не допускают.
В частности, поправки к Конституции можно вносить, чтобы преодолеть правовую неопределенность, как в случае объединения Верховного и Арбитражного судов. Такое объединение «направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом». Ну, не знаю, может, кого-то в Кремле и волнует объединение двух судов высшей инстанции в практическом плане, а мне оно… чуть пониже пояса.
Далее президент приступил к препарированию своей любимой темы – демографической (о его личных успехах в этой области давно гудит весь интернет, и только толмач Песков прикидывается, что не в курсе). Короче, не без путинского участия, впервые с 1991 года в России зафиксирован прирост населения, но нужны особые усилия, чтобы демографический поворот был необратим. Гарант Конституции считает, что нормой в России должна стать семья с тремя детьми. Соответственно, программа «материнский капитал» продлится и после 2016 года. Правда, тут же выяснилось, что страна не совсем готова к такой пандемии рождаемости, уже сейчас очереди в детские сады такие, как раньше в Мавзолей стояли или за водкой. Тут президент сделал поистине инновационное предложение – некий трансформер, превращающий детский сад в начальную школу. А что, некое рациональное зерно в этом есть – ребяткам в таком нежном возрасте ещё трудно адаптироваться в совершенно новом коллективе, в 11 лет это сделать гораздо проще. Однако мои мысли идут в другую сторону, начинаю прикидывать, кто и сколько распилит на подобного проекте, вон, как приглашённый в Кремль народ оживился и зашуршал калькуляторами. Больной я, что ли… или провидец?
Ну, а где школы, там и ЕГЭ где-то прячется. Тот самый единый государственный, проклинаемый не только оппозиционными политиками, но и неангажированными педагогами, а так же родителями, которые не хотят, чтобы их дети росли дебилоидами. Ну, Путин и выдал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, но и школы, которые воспитывают личность. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Далее, президент выразил робкую надежду, что уже со следующего учебного (не календарного!) года в выпускные экзамены вернётся сочинение. Наверное, в качестве эксперимента, как ЕГЭ когда-то «тестировалось», начнут Чувашии и Якутии, а там, если покатит…
Да боже мой! Каждый год мы ждём, что президент признается в очевидном, о чём говорят на любой кухне, в любой учительской – система ЕГЭ разрушила то немногое, чем с полным правом могла гордиться советская система, качественным средним образованием (даже наши второгодники знали, что бизоны не ходят по улицам Нью-Йорка, а Линкольн не только крутая бибика, но ещё и первый президент). Так чтобы его не отменить по пресловутому «пожеланию трудящихся». Что, большие деньги на этом рубятся, «откаты» в Кремль засылаются? Слабо верится. Просто тупым народом легче управлять, теми, кто вечерами смотрит «Аншлаги» и «Сватов», а не читает книжки на ночь. Другого объяснения дьявольской устойчивости ЕГЭ у меня просто нет.
Однако дети когда-нибудь вырастают и уходят, например, в бизнес. Тему деофшоризации экономики Путин уже озвучивал в прошлогоднем послании. Однако во время недавнего форума ОНФ ему предложили конкретизировать этот вопрос, запретив управляющим компаниям в ЖКХ держать деньги в офшорах. Путин тогда немедленно предложил оформлять эту идею в закон. Сейчас он вообще решил с офшорами завязывать, якобы именно эта мера поможет избавиться от теневой экономики, остановить отток капиталов за рубеж (видимо, остальные приёмы уже проверены и признаны неэффективными). Для справки: в Совете Федерации подсчитали, что объём оттока средств из РФ в офшоры за последние 20 лет составил как минимум 800 млрд. долларов.
Цитирую самого: «Напомню о масштабной сделке текущего года с объёмом более 50 миллиардов долларов. Продажа долей в компании ТНК-BP прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны - это российские граждане, и покупатель хорошо известен - одна из крупнейших российских компаний». Объектив телекамеры, тем временем, скользит по рядам и на секунду останавливается на Игоре Сечине, вице-премьере, отвечающим за нефтянку. Его маленькие, обычно мутные глазки (я с такими лицами в ресторан бы не пускал от греха) загораются весёлым огоньком – он и есть тот самый гражданин. Неужели Путин об этом не знает?! Вот, что значит не читать писем Минкина…
А вечером ещё веселее – Министерство экономического развития заявляет, что без офшоров отечественная экономика не обойдётся, ибо есть общемировая практика. Теперь президенту есть, на кого всё свалить – «я готов бороться с теневой экономикой, да только министр Улюкаев против, а кто я против него…».
Пришло время говорить за нацполитику. Ну, не мог президент обойти своим вниманием нарастающее межэтническое напряжение в России, которое приводит к Бирюлёво. Тут всем досталось – гостям с юга, не знающим русского языка и не чтящим наши традиции, и своим коррумпированным чиновникам, и депутатам Госдумы, призывающим с экрана к отделению к ограничению рождаемости для представителей отдельных национальностей. Сказано много и красиво, с эпитетами, разве что без толерастов обошлось: «Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и так называемые русские националисты, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
Надо бы рассказать президенту, что в Америке не меньше проблем с нелегальной трудовой иммиграцией (сам был такой проблемой). И чиновники на неё закрывают глаза, потому что тормозится экономика (на некоторые работы легальных не найдёшь, а платить больше экономически невыгодно). Большинство таких, что знают английский на уровне good bye, я там шёл за полиглота. Но Бирюлёво в США в принципе невозможно. Потому что полицейских боятся. И боятся их потому, что они не покупаются. Причём боятся все, от мексиканцев-нелегалов до самых отмороженных куклуксклановцев. Ясна логическая цепочка? А вот Путину, похоже, нет.
Ещё нас попугали возможностью внешней агрессии, напомнив, что иранская ядерная угроза взята под контроль, однако американская система ПРО жива и процветает. Ну, к этому мы привыкшие, если нашего человека постоянно не пугать угрозой с Запада, то человек может задуматься о несовершенстве внутреннего бытия. А так – никаких заковыристых вопросов и «лишь бы не было войны».
Ну, а как с мэрами и горсоветами? А никак, не было ничего, всё остаётся по-прежнему. Я больше чем уверен – эту дезу «Дождь» слили из Кремля. Для этого «Дождь» и нужен, иначе его бы давно прихлопнули. А смысл спецоперации был таков – народ обрадуется уже тому, чего не случится. Ибо вся речуга президента лишь набор знакомых штампов и банальностей, которые не сложно предугадать. Но Путин же не может без сюрпризов, без сенсаций. На этот раз без тех, каких не случилось.
И вообще, в четверг наш президент показался каким-то вялым, без привычного задора. Как артист на двухсотом показе одного и того же спектакля (на самом деле – десятом), когда уже не хочется искать новых ноток для образа, тем более что в зале всё те же зрители. А вялый президент, я вам доложу, зрелище даже более печальное, чем вялый мопс. А тут ещё кто-то из глазастых журналистов приметил, что премьер Медведев весь час качал ногой. «Николай ногой качал… делать было нечего». Может, нет в этом чтении никакого смысла, одна только скука, лицемерие и фиглярство?
Тогда зачем мучить и себя, и нас…