Какие существуют пути цивилизованного решения задачи ограничения потока мигрантов? Самый надёжный, пожалуй, ввод виз со странами Центральной Азии и Закавказья. Если есть в стране потребность в рабочей силе, то надо выставлять места, вводить квоты. При въезде в Россию мигранты будут иметь уже оплаченную страховку и гарантированное место работы.
Руководители государства постоянно отвергают идею введения виз. С чего бы? А причины просты: коррупционная рента, которую получают чиновники из различных ведомств; Евразийский союз – единственное идеологическое обоснование режима Путина. Считается, что свободный въезд из Азии в Россию позволит реализовать идею Евразийского союза. Но Союз предполагает свободный обмен товарами, а совсем не обязательно людьми.
В Евразийский и Таможенный союзы готовы втянуть и Сирию, и Турцию, и Индию. Там тоже много безработных, причём воинственно настроенных, готовых в России навести исламский фундаменталистский порядок. Нам это надо?
Как обуздать коррупцию, миграционную вакханалию? Видимо только тогда можно будет обуздать, когда народные протесты примут массовый характер.
В очередной раз чиновники озаботились инициативой исправления ситуации с ростом числа мигрантов. В Госдуме разбирают поправки, внесённые правительством к Трудовому кодексу. Теперь каждый мигрант при устройстве на работу должен будет иметь медицинский полис и регистрацию по месту жительства. Эти меры решат проблему нелегальной миграции? Нет, не решат.
Депутаты пытаются показать обществу, что государство озабочено проблемой миграции. Это особенно стало актуально после событий в Пугачеве и столичном районе Бирюлево.
Депутаты от «Единой России» предложили сократить срок пребывания иностранцев с 90 до 45 дней. Минтруд сократил рабочие квоты на следующий год на 6,5%. Теперь вот желают заставить мигрантов за свой счет запасаться медстраховкой. Запасутся. Покупают же справки, купят и медстраховку. Но она спасёт положение, она исцелит мигранта, предохранит Россию от заразы?
Все эти инициативные потуги не затрагивают экономическую основу роста миграции. Предпринимателям (и не только) как было выгодно использовать дешевую рабочую силу, так будет выгодно и в дальнейшем. Дешёвую рабсилу в России использует даже полиция. В Японии, к примеру, работодатель ставится в такие условия, что ему не выгодно нанимать на работу мигранта.
Может быть, что введение новых правил и окажет эффект на доверчивых зрителей гостелеканалов и всеядных СМИ. На первый взгляд, правильно рассуждает правительство о том, что мигранты сами должны озаботиться своим лечением и не следует тратить на них российских денег. Но очень скоро мы уже почувствуем эффект от такого склада мышления. Практика докажет неправоту правительства ростом заболеваний среди приезжих, которые будут жить среди нас.
Регулировать миграционные потоки следует с опорой на законы. Вполне нормальна ситуация, когда мигрант, желающий работать, будет иметь место жительства и медстраховку. Но работодатель может и помочь своему работнику. Понятно же, что люди приезжают не от хорошей жизни, и лишних средств у них нет. Поэтому работодатель может обеспечить временным жильём и позаботиться о страховке. Если работодатель не имеет средств, чтобы предоставить страховку, то приобрести её должен сам мигрант. Сейчас в законе прописано: в течение семи дней с момента приезда в страну человек должен получить регистрацию. К чему дублировать эту норму ещё одним, идентичным законом?
Похоже, новые правила направлены на то, чтобы нелегалы не смогли устроиться на работу. Правильно ли это? Почему нелегалы беспрепятственно пересекают границу? Это не безопасно именно для нас. Нелегал приехал, денег нет, жить негде, страховки нет, устроиться на работу нет легальной возможности… За чередой этих напрасных потуг последует череда криминальных действий, направленных против России и россиян. Или есть ещё возможность: идти в рабы тем же охранителям порядка и законов. И те нелегалов примут с распростёртыми руками, без страховки, без регистрации. Правда условия жизни и труда для нелегалов будут от более ли менее терпимых до ужаснейших.
Медицинская страховка будет стоить около 15-30 тысяч рублей в год. По силам ли она мигранту? Не всякому, точно.
Во многих регионах стали открывать вполне недорогие коммерческие гостиницы для мигрантов. Такая гостиница обеспечивает регистрацией. Коммерческие общежития, даже недорогие, приносят неплохую прибыль. Мигранты там доступны для проверок миграционной службы.
В России более 70% мигрантов работают нелегально. Государство не знает даже, где работают около 40 миллионов россиян. Поэтому о легализации мигрантов пока только можно говорить. Это занятие не столь скоротечное.
Некоторые чиновники рассуждают очень специфично, оправдывая мизерную оплату труда мигрантов тем, чтобы у них не было возможности давать взятки различным проверяющим структурам. Такая вот странная борьба с взяточничеством (но не с взяточниками)! То предлагают судить взяткодателей, то платить работнику меньше, чтоб ему не хватало средств на взятки.
Вместо неуклонного исполнения существующих законов, изобретают новые законы. Но и те, и эти законы впадают в летаргический сон. Пора менять ситуацию. Не зря общество ставит депутатам диагноз «законотворческий зуд», потому что они строчат новые законы, несмотря на то, что есть вполне пригодные, но не исполняемые старые. Хотя было бы правильнее усилить контроль над соблюдением принятых законов. Сегодня штраф за одного нелегального работника составляет от 250 тысяч до миллиона рублей. Кто в силах заплатить такой штраф? Нелегал точно нет. Работодатель? Да кто ж с него взыщет… Зачем и кем, спрашивается, придуманы такие штрафы? Ну кем – ясно, а всё-таки, зачем?!
Между тем, работодатель, привлекающий мигрантов, получает конкурентные преимущества по сравнению с тем, что нанимает только россиян. Ведь за граждан РФ надо платить в Пенсионный фон, в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования. Это составляет треть от зарплаты.
Разрешение на работу стоит до 40 тысяч. Не дороговато ли для разрешения? Не миллионеров же, в конце концов, берут на работу. Ещё надо помнить, что все российские граждане, включая олигархический паханат, платят подоходный налог 13%, а мигранты – 30%.
Как хотят ограничить число мигрантов? Просто: хотят сделать жизнь мигрантов в России невыносимой. Это выход? Возможно, хотя – сомнительный. Скорее всего, мигрантов государство выталкивает в нелегальное поле. В Москве при полутора миллионах мигрантов может быть оформлено только 150 тысяч разрешений, в следующем году хотят сократить это число до 104 тысяч. Таким способом можно сократить только число людей, платящих налоги. Остальные могут превратиться в рабов, не отчисляющих России налогов. Нелегалом, выходит, быть экономически выгоднее, хотя и опаснее.
Мигранты в магазинах и ресторанах, они дворники и строители. Они строят объекты к Олимпиаде. Если бы работали легальные работники, то при современных откатах ничего бы не наработали. Вся экономика России сегодня сидит на «игле» беспрецедентного использования труда мигрантов.