80 лет назад в СССР разыгралась трагедия, известная как искусственный голод 1932-1933 годов, или Голодомор.
По данным российской Госдумы, погибли около семи миллионов человек - в два с лишним раза больше, чем было расстреляно по политическим мотивам и умерло в ГУЛАГе и на поселении за весь период правления Сталина.
Жертвами оказались не "эксплуататорские классы" царской России, и не "ленинская гвардия", а простые труженики, ради которых, вроде бы, и делалась революция.
Наибольшее число погибших пришлось на первую половину 1933 года. С 1998 года последняя суббота ноября отмечается в Украине как День памяти жертв Голодомора. Таким образом, 23 ноября 2013 года рассматривается как юбилейная дата, хотя историческая драма была растянута во времени.
Ее юридическое определение до сих пор вызывает споры.
Проучить, чтобы помнили
Растление общества
Был ли геноцид?
Главной причиной устроенного большевиками "великого перелома" являлось стремление практически даром получать продовольствие для бурно растущих городов и армии.
Товарность сельского хозяйства в 1920-х годах составляла 15-20 процентов, иными словами, одного рабочего или солдата должны были кормить пять-шесть крестьянских дворов. С такими ли ресурсами мечтать о мировой победе коммунизма?
Разумеется, был иной путь: повышать эффективность аграрного сектора путем концентрации земли в руках крепких хозяев, заинтересовать крестьян зарабатывать деньги через развитие производства потребительских товаров. Но для советской власти он был абсолютно неприемлем. Это что же: частнособственнические инстинкты поощрять? Вместо оружия выпуск зеркальных трюмо и велосипедов разворачивать?
В основном завершив к 1932 году коллективизацию, Сталин выполнил половину задачи. Теперь предстояло приучить крестьян трудиться в общественном секторе "за палочки", и не отлынивать.
Методы выбивания хлебопоставок в 1932 году на примере его родной станицы Вешенская ярко описал Михаил Шолохов в знаменитом письме Сталину. Но и этого оказалось недостаточно.
В 1930 году в счет госпоставок на Украине у крестьян забрали 30% выращенного зерна, а на Северном Кавказе 38%, в 1931 году соответственно 42 и 47 процентов.
"Крестьянин хочет удушить советское правительство костлявой рукой голода. Мы покажем ему, что такое голод"
Станислав Косиор,
партийный руководитель Украины
В 1932 году, выдавшемся неурожайным, план подняли еще на треть. Со всей страны посыпались доклады, что задание нереально. Однако власть решила показать, что давить на жалость бесполезно.
"Крестьянин хочет удушить советское правительство костлявой рукой голода. Мы покажем ему, что такое голод", - заявил на собрании республиканского актива партийный вождь Украины Станислав Косиор.
В колхозах, не выполнивших хлебозаготовительный план, велено было изъять не только все зерно, вплоть до семенного фонда, но и домашние запасы овощей, солений и сала.
Значительная часть конфискованных продуктов пропадала, но действовал принцип: лучше сгноить, чем людям отдать.
При этом в 1932-1933 годах на экспорт отправили 3,41 млн тонн зерна, 47 тысяч тонн мясомолочных продуктов, 54 тысячи тонн рыбы по таким низким ценам, что зарубежные партнеры обвиняли советское государство в демпинге.
В результате голод охватил территории с населением в 30 миллионов человек.
На Украине, по данным современного исследователя Станислава Кульчицкого, умерли от голода 3 миллиона 238 тысяч человек, не считая демографических потерь от вынужденной миграции и резкого, примерно вдвое, снижения рождаемости.
Население Казахстана, где отбирали не хлеб, а скот, сократилось с шести до трех миллионов человек.
В Российской Федерации, где картошку и лук крестьянам все-таки оставили, погибли "всего" 400 тысяч человек. Однако, по информации американского биографа Бориса Ельцина Тимоти Колтона, случаи каннибализма имели место и в уральском селе Бутка, где родился первый президент России.
"Каждую ночь в Харькове собирают по 250 трупов умерших от голода. Замечено, что большое число из них не имеют печени, из которой готовят пирожки и торгуют ими на рынке", - докладывал в Рим итальянский консул.
7 августа 1932 года вышел закон "Об усилении уголовной ответственности за кражу и расхищение социалистической собственности", более известный, как "закон о трех колосках", по которому только по декабрь 1933 года были репрессированы 125 тысяч доведенных голодом до отчаяния людей, из них 5400 расстреляны.
Народ ринулся в поисках пропитания в города. Ответом стало постановление правительства от 22 января 1933 года за подписями Молотова и Сталина: "массовый исход крестьян организован врагами советской власти, контрреволюционерами и польскими агентами… запретить всеми возможными средствами массовое передвижение крестьянства Украины и Северного Кавказа в города".
"Слабых отправляли в товарных поездах за город, и оставляли умирать вдали от людей. По прибытии вагонов покойников выгружали в заранее выкопанные большие рвы"
Из доклада итальянского консула в Харькове
Обреченные районы оцеплялись войсками. Только за первый месяц действия постановления ОГПУ отрапортовало о задержании 219460 человек.
"За неделю была создана служба по поимке брошенных детей. Тех, кто еще мог выжить, отправляли в бараки на Голодной Горе. Слабых отправляли в товарных поездах за город, и оставляли умирать вдали от людей. По прибытии вагонов покойников выгружали в заранее выкопанные большие рвы", - информировал итальянский консул в Харькове.
Бывшие узники ГУЛАГа, опрошенные Александром Солженицыным, свидетельствовали, что в ряде случаев крестьяне прибивались к лагерям, и заключенные их подкармливали.
В августе 1933 года газета "Нью-Йорк геральд трибюн" опубликовала материал Ральфа Барнса, в котором фигурировала цифра "один миллион смертей от голода". Американская общественность сочла ее неправдоподобной. Иностранцев после этого перестали пускать в пораженные голодом регионы.
На Западе у Сталина нашлись адвокаты. Бернард Шоу заявил на пресс-конференции, что никакого голода не видел, лично он никогда в жизни так не обедал, а на вопрос, почему бы ему в таком случае не переселиться в советский рай, ответил, что Британия, несомненно, ад, но он старый грешник, поэтому его место в аду.
"При коллективизации мы потеряли не меньше", - Нажать сказал Сталин Черчиллю, обратившемуся к нему с соболезнованиями по поводу больших потерь СССР в войне, добавив, что, по его мнению, "все это было очень скверно и трудно, но необходимо".
Всесоюзная Нажать перепись в январе 1937 года показала "недостачу" населения в восемь миллионов человек по сравнению с расчетной цифрой. Исследование объявили вредительским, все материалы изъяли и засекретили, организаторов расстреляли.
Сцены из фильма ужасов
Имеются многочисленные свидетельства людоедства и трупоедства в пораженных голодом районах.
"В колхозе "День урожая" во время прополки на борозде умерло от голода 3 колхозницы. Беднячка Степанова зарезала своего сына 9-ти лет на питание. При обыске у Никулиных обнаружен в печке чугун, в котором находилась человеческая челюсть", - докладывал в июне 1933 года уполномоченный ОГПУ по Белгородской области Бачинский.
"В станице Должанской Ейского района гражданка Герасименко употребила в пищу труп своей умершей сестры. В станице Ново-Щербиновская жена кулака Елисеенко зарубила и съела своего 3-летнего ребенка. На кладбище обнаружено до 30 гробов, из которых трупы исчезли", - говорилось в информации ОГПУ "О голоде в районах Северо-Кавказского края" от 7 марта 1933 года.
Чтобы не портить судебную статистику, дошедших до каннибализма людей, как правило, расстреливали на месте.
"Нам, коммунистам, выдавали по талонам, деревенским активистам тоже, а вот что они жрут - это уму непостижимо! Лягушек, мышей уже нет, кошки ни одной не осталось, траву, солому секут, кору сосновую обдирают, растирают в пыль и пекут из нее лепешки. Людоедство на каждом шагу.
Сидим мы в сельсовете, вдруг бежит активист, доносит, в такой-то хате девку едят. Собираемся, берем оружие. Семья вся в сборе. Сонные сидят, сытые. В хате пахнет вареным.
"Где дочка? - У город поихала. - А в печи в горшках что? - Та кулиш". Выворачиваю этот "кулиш" в миску - рука с ногтями плавает в жире.
Идут, как сонные мухи. Что с ними делать? Теоретически - надо судить. Но такой статьи - за людоедство - нет. Можно за убийство, но это сколько ж возни, и потом, голод - смягчающее обстоятельство, или нет?
В общем, нам инструкцию спустили: решать на местах. Выведем их из села, свернем куда-нибудь в балочку, пошлепали в затылок из пистолета, слегка землей присыпали - потом волки съедят", - описывал типичную картину Анатолий Кузнецов в романе "Бабий Яр".
Кстати, первое массовое захоронение в Бабьем Яру, впоследствии получившем известность как место преступлений нацистов, относится к 1933 году: "Умерших от голода свозили в Бабий Яр. Привозили и полуживых, которые там умирали".
Уходили молча
В 1932 году Сталин почти не выступал публично, а все лето безвыездно провел в Сочи, так что на Западе пошли слухи о его болезни.
Историк Николай Сванидзе сравнивает эту длительную отлучку с трехдневным затворничеством Сталина на Ближней даче в конце июня 1941 года. По мнению исследователя, диктатор испытывал страх, понимая, что идет ва-банк, и результаты могут быть любыми.
Однако народного восстания не последовало.
"В райцентре возле автобусной остановки в скверике на пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми. Одни - скелеты с огромными, кротко горящими глазами. Другие, наоборот, туго раздуты. Кто-то грыз кору на березовом стволе. Кто-то расплылся по земле студнем, не шевелился, а только булькал нутром. Кто-то запихивал в рот мусор с земли.
Но перед смертью кто-нибудь вдруг бунтовал - вставал во весь рост, обхватывал ствол березы, открывал рот, собирался, наверное, крикнуть испепеляющее проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Бунтарь сползал вниз по стволу и затихал.
Вокруг идет обычная жизнь. Люди торопятся на работу", - делился воспоминаниями детства писатель Владимир Тендряков.
На Украине отмечают 80-ю годовщину голодомора. Киев признает, что в 1932-1933 годах миллионы жителей страны умерли от голода, но не считает этот факт геноцидом украинцев.
23 ноября, в День памяти жертв голодомора на Украине, в результате которого 80 лет назад погибло не менее десяти процентов украинцев, целый ряд траурных мероприятий намерены провести и украинские власти, и оппозиция. В частности, в Киеве ожидается траурное шествие и зажжение десяти тысяч свечей в память о миллионах погибших от голода в 1932-1933 годах.
Тем временем социологи отмечают растущее единство украинцев в оценке голодомора как "массового убийства сельского населения страны, спланированного властями СССР". А правозащитники Украины призывают дать правовую оценку голодомору на международном уровне.
Власть против термина "геноцид"
За несколько дней до официальной даты - 80-летия голодомора, лидер фракции правящей Партии регионов Александр Ефремов на брифинге в Верховной раде заявил, что его партия требует, чтобы эта историческая трагедия не ассоциировалась с геноцидом. "От голодомора пострадали одновременно представители всех национальностей, проживавших на территории Украины. И будет кощунственно, как мне кажется, выделять политическую составляющую, забыв о том, что тогда гибли и греки, и евреи, и русские", - заявил Ефремов.
В свою очередь правовед-международник, доктор юридических наук Владимир Василенко считает, что такие взгляды противоречат принятым мировым сообществом юридическим оценкам преступлений против человечности. "Тот факт, что вместе с украинцами от голодомора гибли представители других национальностей, которые проживали в сельской местности, не опровергает того, что он был направлен против украинской нации", - заявил Василенко в ходе дискуссии правозащитников в Киеве 20 ноября.
Бывший директор архива Службы безопасности Украины, историк Владимир Вьятрович считает, что в отношении властей Украины к голодомору "наблюдается регресс".
В ходе круглого стола "Голодомор на Украине 1932-1933 годов: отображение и интерпретации в истории, литературе и искусстве", который состоялся в конце октября в Киеве, эксперт отметил, что нынешний директор Украинского института национальной памяти, коммунист Валерий Солдатенко "прилагает огромные усилия, чтобы доказать, что голодомор - неправильный термин". А другие сотрудники института "ретранслируют давно забытые положения советского КГБ о том, что концепция голодомора была выдумкой ЦРУ и инструментом борьбы против советской власти во время холодной войны".
Украинцы считают голодомор преднамеренным
Тем временем, согласно опросу общественного мнения, проведенного фондом "Демократические инициативы" и социологической службой Ukrainian Sociology Service в первой половине октября, 61 процент украинцев считает, что память жертв голодомора должна быть увековечена на государственном уровне. 64 процента опрошенных уверены, что голодомор был следствием действий руководства СССР во главе со Сталиным. И лишь 23 процента назвали причиной "естественные обстоятельства".
Согласно опросу, от голодомора пострадали родственники 39 процентов граждан Украины. При этом больше всего таких родственников оказалось среди сторонников Коммунистической партии - 59 процентов опрошенных.
Председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Евгений Захаров презентовал 20 ноября в Киеве свою книгу "Правовая квалификация Голодомора 1932-1933 в Украине как преступления геноцида".
В ней приведены документальные свидетельства того, что в 1932-1933 более двухсот тысяч украинцев погибли и являются жертвами политических репрессий, а еще около четырех миллионов были уничтожены в результате голодомора. Правозащитник считает, что Апелляционный суд Киева безосновательно закрыл 13 января 2010 года рассмотрение уголовного дела об организаторах голодомора, которое расследовала Служба безопасности Украины.
Трудности подсчета жертв
Диссидент и бывший политзаключенный Левко Лукьяненко во время публичной дискуссии "Политические преследования в советской и современной Украине" заявил, что согласно результатам работы государственной комиссии, "Украина пережила за годы советской оккупации не один, а три голодомора".
"В 1921-1923 годах голодом было уничтожено до 4 миллионов человек, в 1932-1933 годах - около 10 миллионов, а в 1946-1947 годах - почти миллион украинцев", - сказал Лукьяненко.
Зампредседателя Центра исследований освободительного движения Алина Шпак в интервью DW пояснила, что большинство историков и исследователей сходятся во мнении, что прямые потери населения страны от голодомора в начале 30-х годов прошлого столетия составляют от 4 до 4,5 миллиона человек. А цифра в 10 миллионов отражает сумму как прямых, так и непрямых потерь населения. То есть учитывает еще и неродившихся вследствие трагедии детей.
Шпак подчеркнула, что установить точное число жертв голодомора сложно из-за того, что недоступны архивные материалы, львиная доля которых была вывезена в Москву. Играет роль и факт проведения в те годы административной реформы, в результате чего "границы областей и районов, а также данные об их населении 1932 года не совпадают с такими же данными в 1933 году".