Таким он запомнился. Об Александре Сереброве.

12 ноября 2013 года СМИ принесли горестную весть. В Москве на 70 году жизни скончался космонавт Александр Серебров.

С того времени, как я себя помню, мы жили в доме по адресу улица Карла Маркса, 22 (сейчас это дом по адресу – ул. К. Маркса, 30). У нас был огромный балкон, на втором этаже, который выходил на улицу. Я любил сидеть на балконе и наблюдать. Машин было мало: пройдет машина и минут 15-20 нет и одной. Часто ездили телеги с извозчиками в брезентовых плащах. Рядом с нашим домом (сейчас этот дом №32) в полуподвале был овощной магазин. Но там продавали и водку. Как сейчас помню: в магазин зашел извозчик, купил четвертинку водки, одним ударом выбил пробку, выпил из горлышка, крякнул и вышел из магазина. Почему запомнилось именно это, не знаю. В магазин меня мама начала посылать лет с пяти. Ни одна продавщица, меня ни разу не обманула. В нашем доме, вход со двора, была булочная. Хлеб продавали на вес (буханку с довеском) до 1 кг.

Саша Серебров жил с тетей, родной сестрой матери, дядей и старшим братом Вадимом в одной комнате на первом этаже дома 22а, который находился во дворе нашего дома. Его дядя, Бегуненков, был старшим военпредом на шинном заводе. Тетя, насколько я помню, была домохозяйкой. Она была очень приятной, эрудированной и интеллигентной дамой. Мама как-то рассказала, что она была польских кровей.  Мне она симпатизировала, не знаю почему. Наверно, потому, что я всегда улыбался, за что мне потом доставалось в школе. Учителям, почему-то, казалось, что я над ними смеюсь. Вадим Бегуненков потом стал первым секретарем городского комитета ВЛКСМ. Он принимал меня в комсомол в 1962 году. Церемония приема проходила достойно и спокойно. Вадим усадил меня рядом с собой у длинного стола. Потом он женился на дочери одного из крупных местных функционеров, кажется Маякова, и переехал в Москву. Уже гораздо позже я узнал, что Вадим тоже учился в начальных классах у Марии Дмитриевны Свечниковой в школе №14, в выпуске, предшествующем выпуску Саши Сереброва. Учился он в одном классе с Николаем Алексеевичем Жуковым, доктором наук, профессором, создателем кафедры биотехнологии в политехническом институте, который и рассказал мне об этом.

Саша Серебров с семьей Бегуненковых переехал позднее в новый дом своеобразной архитектуры на углу улиц К. Маркса и Труда. Там у них была отдельная квартира, где я несколько раз бывал. Помню, что в квартире у Бегуненковых было много красивых комнатных цветов, которые очень любила выращивать хозяйка дома.

Один раз я проходил мимо этого дома и увидел Сашину тетю, которая стояла в огромной очереди за конфетами «подушечки». Их продавали в киоске рядом с их домом. Тогда был дефицит сладкого. Она попросила меня постоять с ней, потому что продавали по норме на одного человека. Я, конечно, согласился. Она меня расспрашивала об учебе. Время в очереди прошло быстро. Потом она пригласила меня домой и угостила чем-то очень вкусным. Готовила она очень хорошо.

Летом я ходил в городской пионерский лагерь, который находился на углу улиц Степана Халтурина и Карла Маркса. Во дворе известного дома с аркой, перекрывающего улицу. Тогда этого дома не было. Лагерь располагался в летних деревянных домиках. В лагерном комплексе была эстрада с открытой зрительной площадкой. Каждый раз, когда смотрю кинофильм «Покровские ворота», то вспоминаю наш лагерь. На эстраде нередко устраивались концерты. Одна из наших девочек всегда пела песню о Ладоге. Я эту песню до сих пор помню. Пионервожатые были из школы №14. Саши Сереброва в лагере не было. Он уезжал на каникулы в Подмосковье к маме.

Физкультурным организатором лагеря был Николай Александрович Брежнев (1), обаятельный человек, умевший всех увлечь своими занятиями. Он преподавал физкультуру в школе №14, а потом стал известным тренером по фигурному катанию. В конце сообщения я даю биографическую справку о нем. Именно Николай Александрович, как я позднее узнал, приучил Сашу Сереброва к занятиям спортом и фигурным катанием, что, несомненно, помогло ему попасть в отряд космонавтов.

Моя мама была председателем родительского комитета в классе брата, который учился в одном классе с Сашей Серебровым.

Все оформление новогодних вечеров и спектаклей готовили ребята сами из разных материалов в нашей квартире. За дружной работой проходило немало вечеров. Вместе выдумывали все нюансы оформления. Самым активным и умелым был Валерка Рылов, которого все звали Рыльчик. У него все в руках горело. Вместе со всеми участвовал в этой работе и Саша Серебров. Тогда был румяным и симпатичным пионером с мягкими чертами лица.

А роль Деда Мороза в этих новогодних спектаклях всегда исполнял актер драмтеатра Михаил Наумович Кублановский, отец известного поэта Юрия Кублановского.

Мария Дмитриевна Свечникова, которая была учителем от Бога, жила в одном подъезде с нами на четвертом этаже. Она часто водила свой класс в Театр юного зрителя. Поскольку она мне тоже симпатизировала, то иногда брала в театр вместе со своими учениками. Несколько походов мне запомнилось. Саша Серебров всегда бывал на спектаклях ТЮЗа и на обратном пути из театра активно участвовал в их обсуждении.

Учился Саша хорошо. Насколько помню, всегда был отличником. Много читал. К этому старалась приучать своих учеников Мария Дмитриевна, правда не со всеми это удавалось.

В общем, Саша был хорошим, общительным парнем. Вместе с нами гонял в футбол во дворе дома и участвовал во всех играх и шалостях.

В 1957 году, когда запустили первый искусственный спутник Земли, кто-то сообщил о времени его прохождения над нашим городом. Погода была ясная, и вечером весь двор вышел на улицу. Некоторые захватили с собой бинокли, но в них не было необходимости. Пролет спутника над городом был хорошо виден. Саша Серебров тоже был на дворе, и мы были переполнены гордостью за достижения советской науки и техники.

Когда мы переехали на другую квартиру, я перешел в школу-семилетку №42, брат поступил в авиатехникум, а Саша уехал в Москву к матери, где и продолжил учебу. И связь с ним прервалась. Правда мама иногда встречалась на улице с его тетей, которая рассказывала ей о жизни Саши.

Последний раз я увидел Сашу Сереброва случайно. Шел по улице Энгельса и вдруг вижу, что музей Циолковского окружен милицией. Когда уже подошел к музею, то увидел, что из него вышли Вадим Викторович Бакатин, Серебров и еще кто-то. Быстро сели в машины и уехали. Это был уже не Саша Серебров, а космонавт Александр Серебров с резкими чертами лица.

Больше я его воочию никогда не видел.

Примечание.

(1) Брежнев Николай Александрович, родился 24 апреля 1927 года в городе Оренбурге.

С 20 мая 1942 года по 23 ноября 1945 года работал на Чкаловском машиностроительном заводе токарем, где проявил себя активным рационализатором.

С 1945 по 1948 год учился в Чкаловском техникуме физической культуры, где получил квалификацию преподавателя физкультуры.

С 15 сентября 1948 года по 16 ноября 1950 года работал инструктором оборонно-спортивного отдела Чкаловского областного совета общества «Динамо».

В конце 1950 года женился на Лидии Иустиновне Глушковой и переехал в город Киров.

С 2 декабря 1950 года начал работать преподавателем физкультуры средней школы №14 города Кирова.

7 сентября 1959 года перешел на работу в детскую спортивную школу (ДСШ №1) города Кирова, где начал работать тренером по фигурному катанию на коньках. Этому виду спорта он и посвятил всю дальнейшую трудовую жизнь.

6 ноября 1961 года Николай Александрович был переведен в ДСШ №2 тренером по фигурному катанию, а с 1 сентября 1963 года был вновь переведен в ДСШ №1.

11 января 1964 года Николаю Александровичу было присвоено звание судья Всесоюзной категории по фигурному катанию.

1 сентября 1964 года был переведен на работу в специализированную школу по фигурному катанию на коньках.

26 октября 1966 года Николая Александровичу присвоено звание Заслуженного тренера РСФСР.

С 1 августа 1967 года был назначен старшим тренером этой школы.

9 сентября 1986 ода переведен вместе со школой в добровольное спортивное общество «Труд».

7 июля 1987 года вышел на пенсию.

Умер Николай Александрович Брежнев в городе Кирове 9 июня 2003 года.

Александр Рашковский, краевед, 13 ноября 2013 года.