И́горь Ростисла́вович Шафаре́вич (род. 3 июня 1923, Житомир) — советский и российский математик, один из крупнейших математиков XX века, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН (1991). Основные труды посвящены алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии. Известен также как диссидент, публицист, общественный деятель.

С конца 1960-х годов принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской православной церкви (РПЦ), против использования психиатрии как средства политических репрессий (совместно с А. Д. Сахаровым) и в защиту жертв гонений по политическим мотивам. Член «Комитета прав человека», много внимания уделял защите свободы религии и прав верующих в СССР. По воспоминаниям Сахарова, проблемы религии заняли значительное место в работе Комитета благодаря обширному и аргументированному докладу о положении религии в СССР.

В 1974 году участвовал вместе с А. И. Солженицыным в издании публицистического сборника «Из-под глыб», написав для него три статьи: «Социализм», «Обособление или сближение?» и «Есть ли у России будущее?». Первая статья представляет собой резюме изданной позже книги «Социализм как явление мировой истории», которая в полном виде была опубликована в 1977 году во Франции. После издания сборника дал пресс-конференцию иностранным корреспондентам в Москве. В 1975 году был уволен из МГУ.

В 1982 году опубликовал за рубежом и в самиздате эссе «Русофобия». В этой работе использовал идеи французского националистического историка начала XX века Огюстена Кошена, который разработал идею о «малом народе» — антинациональной элите, навязавшей «большому народу» свои идеи и теории и таким образом явившейся подлинной причиной и движущей силой французской революции. По Шафаревичу, российское воплощение феномена «малого народа» сыграло большую роль в революции в России. При этом «малый народ» не является, по Шафаревичу, каким-либо национальным течением (в нём присутствуют представители разных наций), но он содержит влиятельное ядро, связанное с евреями. Работа «Русофобия» содержит также поддержку версии, согласно которой расстрел царской семьи является «ритуальным убийством».

Опубликование эссе привело к превращению автора в персону нон-грата среди части демократической интеллигенции. По мнению некоторых исследователей, ценность изучения Шафаревичем русофобии в том, что он хоть и не дал определения термина, но способствовал его популяризации.

С конца 1980-х годов Шафаревич открыто печатает в СССР, а затем в России, свои публикации консервативной направленности.

После напечатания «Русофобии» в СССР в 1989 году в журнале «Наш современник» в «Книжном обозрении» (1989, № 38) появилось письмо протеста против взглядов Шафаревича за 31 подписью, включая Юрия Афанасьева, Дмитрия Лихачёва, Андрея Сахарова. В 1992 году более 400 математиков опубликовали в «Notices of the American Mathematical Society» открытое коллективное обращение к Шафаревичу с просьбой пересмотреть позицию, опубликованную в «Русофобии», а 16 июля 1992 года Национальная академия наук США обратилась к учёному с просьбой добровольно отказаться от членства в ней, так как процедуры исключения из академии не существует; подобной просьбы прежде не возникало за всю 129-летную историю этой академии. Ряд математиков, в том числе Жан-Пьер Серр, Анри Картан, Серж Ленг и Джон Тейт, выступил против таких действий Академии. Совет Американского математического общества также выпустил специальное заявление, в котором выразил своё осуждение «антисемитских работ И. Р. Шафаревича»

                                                                                                                                Юрий Солодкин

Уважаемый Игорь Шафаревич!

Обращение «уважаемый» не формальное и не ёрническое, поскольку от друзей-математиков (мои личные степени и звания связаны с техническими науками) слышал, что Вы хороший математик и заслуженно стали академиком. Что же касается Вашего многолетнего «хобби» исследовать истоки и проблемы антисемитизма, то почему бы нет. Меня это тоже очень сильно интересует. По этой причине я и решил написать Вам письмо. Я обращаюсь к Вам, как к русскому патриоту, хотя, честно признаюсь, Ваша фамилия вызывает у меня некоторое подозрение. Не может быть сомнения, что она происходит от слова «шафар», бараний рог, в который евреи трубят, встречая Новый год.

Бог бы с ней, с фамилией. Не в этом суть. Для начала я хотел бы рассказать о смешной истории, случившейся во время защиты моей докторской диссертации. В отзыве от Института математики СО АН был упомянут академик Виноградов, кажется, Иван Матвеевич, но не уверен. Помните, он возглавлял Отделение математики АН СССР, был признанным специалистом в области теории чисел и очень не любил евреев. И вправду, разве можно смириться с тем, что среди выдающихся математиков они сплошняком. Помню, как я был удивлён, когда на защите кандидатской диссертации мой друг, аспирант Сергея Львовича Соболева, математика первой величины, получил два чёрных шара, хотя Сергей Львович назвал его работу незаурядной. Тогда академик Соболев не выдержал, вскочил с места и сказал, что он знает, почему эти чёрные шары, но он всё равно будет гордиться тем, что его мама – еврейка.

Так вот, возвращаясь к Виноградову, тот как-то обмолвился, что теория чисел никогда не будет иметь практических приложений. Профессор, зачитывавший отзыв, отступил от текста и пошутил, что академик Виноградов, должно быть, перевернулся в гробу, поскольку мы видим, что системы сравнений в остаточных классах явились удачной моделью, позволившей решить физическую задачу расшифровки интерферограмм. Большего он прилюдно сказать не мог, а лично мне после защиты добавил: «Бедный Виноградов! И тут опять без еврея не обошлось».

Слово «жид» я услышал ещё в младенческом возрасте и понял, что это нехороший и жадный человек. Когда соседский мальчик не дал мне игрушку, я обозвал его жидом и отобрал. Он заплакал и пожаловался своей маме, а та пришла к моей и не без издёвки заявила: «Ваш-то моего жидом обозвал!» Тут моей матери пришлось объяснить, кто есть кто, и я сильно расстроился. Во дворе меня жидом не дразнили, но дали кличку Соломон не только за мою еврейскую наружность, но и за начитанность и все пятёрки в школе. Я тогда не ощущал почётность этой клички, переживал, но пришлось смириться.

Очень остро я почувствовал свою неполноценность во время известного Вам Дела врачей-убийц. Мне было 13 лет, я пришёл в школу и вдруг слышу, как двоечник Махов от имени якобы всех объявляет мне бойкот. Не прошло и пяти минут, один попросил списать домашнее задание по алгебре, другой – объяснить что-то по физике, и бойкот на этом закончился. Но на уроке географии я получил записку от рыжего Фролова: «Не обижайся, я сейчас задам вопрос».

И он спрашивает: «Людмила Николаевна, почему все евреи предатели?» Людмила Николаевна долго говорила про равенство наций и народов, но мне от этого не было легче. Я готов был, дай мне автомат, расстрелять всех этих врачей-предателей. Но я-то сам в чём провинился? Разве я выбирал, от кого мне родиться? Что, быть евреем уже преступление? Мама не пускала нас с братом гулять. Никто не знал, чем это закончится, но ничего хорошего не ждали. И мать, и отец в детстве пережили погромы.

Ещё вспоминается случай, когда я, уже будучи кандидатом наук, поступал на работу в Университет. Начальница отдела кадров пришла к ректору и напомнила ему, что несколько недель назад они с позором уволили еврея, уезжающего в Израиль, а теперь принимаем опять еврея. Обком этого не простит.

Ректор вызывает проректора по науке, который мне предложил работу, и говорит: «Только не объясняй мне, что он хороший парень, я его знаю давно. Но сегодня я подпишу приказ, завтра меня снимут с работы. Ты хочешь этого?»

И тогда хитрый проректор устроил спектакль. Ректор отправился в командировку, а вместо себя оставил не проректора по учебной работе, как это было всегда до и после, а проректора по науке. Тот подписал приказ о моём приёме, а вернувшийся ректор тотчас побежал в Обком доложить, что в его отсутствие проректор допустил такой промах, за который он просит прощения и впредь обещает евреев не принимать.

Я не был обрезан, не знал ни слова по-еврейски, не соблюдал никаких еврейских праздников и традиций, но мне не давали забыть, что я еврей, и сегодня я благодарен  за это, поскольку у меня возник интерес к еврейской истории. Оказалось, что древнее еврейское государство было очень развитым и сильным, но, странное дело, в школьных учебниках по истории о нём ни слова. Были Урарту, Шумерское царство, что-то ещё, а Иудейского царства и след простыл. Тогда я впервые подумал, что полуправда страшнее вранья.

Еврейское государство, завоёванное Римом, исчезло. Но дальше начались чудеса, которые даже очень почитаемый мной русский философ Бердяев объяснить не может, в чём честно признаётся. Изгнанные евреи в большинстве своём оказались в Италии. Римляне не препятствовали этому. Они только запретили им иметь землю и заниматься ремёслами. Было только два выхода: или рабский труд, на что и рассчитывали победители, или придумать что-нибудь новенькое. И мои предки придумали. Они начали заниматься торговлей. Почти весь торговый флот в древнем Риме был еврейским, и пришлые евреи стали более зажиточными людьми, чем коренные жители. Как же это можно выдержать! Начались еврейские погромы, горели корабли. И побежали, кто куда, и многие оказались в Испании. Начался их вклад в Европейскую историю. Схема повторялась: переселение, усиление влияния, высокие должности и звания, погромы, переселение. Испания, Германия, Польша и дальше на восток – Украина, Белоруссия, Россия. Я родился в Сибири.

Прошу прощения за очень вульгарный и поверхностный экскурс в историю. В каких-то деталях что-то было, возможно, и не так. Прошлое ещё менее предсказуемо, чем будущее. Задумайтесь над этим парадоксом. Ясно одно – века гонений, издевательств, истреблений при 2000-летнем отсутствии государства не уничтожили народ и его веру в свою судьбу. Через 2000 лет (это ж подумать только!) вновь родился Израиль на земле обетованной и заговорил на иврите, который давно считали мёртвым языком. Изумитесь этому чуду и попробуйте, поскольку мы не верим в чудеса, объяснить его для себя. А если Вам не удастся найти достойного объяснения, то согласитесь с тем, что Вам не всё понятно, и продолжайте думать и искать ответ. Я поступил именно так.

Пути Господни неисповедимы. Я не могу с этим смириться. Но, почувствовав себя внутри еврейской истории, содрогнувшись от жертв, которые понёс мой народ, не могу не выразить признательность и благодарность антисемитам и палачам за то, что мы такие, какие мы есть. Пожалели бы нас и обласкали, и исчезли бы мы давно в волнах ассимиляции. Вы же умный человек. Сколько можно способствовать совершенствованию евреев, обострять их ум и практическую смекалку. Вы же любите математику, которая, несомненно, мать всех наук. Идите к матери. Бог с ними, с евреями. И будьте счастливы!

Ваш Юрий Солодкин.

http://club.berkovich-zametki.com/?p=325