История - это рассказ из настоящего о прошлом. Настоящее диктует темы для историков, оно навязывает акценты, подталкивает к выводам. Настоящее пропитывает историческое исследование ядом политики, что ведет к подмене поиска истины политической целесообразностью. Так история становится вольно или невольно служанкой политики. Невольно в том смысле, что нельзя жить в обществе и быть в стороне от волнующих его проблем. Затем исторический продукт проникает в массы, превращаясь в историческую мифологию, которая формирует духовный и социально-психологический фундамент политики. И нет ничего странного в том, что в разных странах совершенно разные истории, описывающие одни и те же события прошлого. Приводимый здесь материал интересен тем, что в нем разбираются "войны памяти" в Грузии, где этот процесс трансформации политики в истории, а последней в мифологию, а ее в политику проявился в последние десятилетия особенно наглядно.

Сайт "Новости-Грузия": "Ассистент-профессор Университета Ильи, доктор исторических наук Малхаз Тория в нынешнем году был приглашен в Институт Гарримана при Колумбийском университете США, где недавно прочел публичную лекцию о "политике памяти" и этнических конфликтах в Грузии.


Доктор Тория объясняет, что речь идет о коллективной памяти общества.


Так, после завершения холодной войны, распада Советского Союза появилось ощущение, что это конец исторической эпохи, окончательный триумф демократии, финальный этап развития человечества. Однако, вместо этого мы получили новую волну национальных движений, невиданные масштабы конфликтов на этнической, культурной, религиозной почве. В этих процессах особую роль сыграли "войны памяти".


Это хорошо видно хотя бы на примере Грузии. Можно сказать, что карты памяти и манипулирование историческим прошлым сыграли главную роль в происхождении и эскалации конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе. Этим конфликтам предшествовали т.н. "войны по истории" - версии грузинских и абхазских и грузинских и осетинских историй по этим территориям настолько отличаются друг от друга, что "войны по истории" в конечном итоге довели до реальных военных конфликтов.


По оценке Тория, грузинское общество принадлежит к той категории, где манипулирование историческим прошлым в политике имеет особое место. После распада СССР в Грузии также началась переоценка исторической памяти, начался поиск "потерянной" во время большевизма истории, но политика памяти со всей силой и разнообразием все-таки стала проявляться после "революции роз" 2003 года. С этого периода в этот процесс активно были включены государственные институты.


Властные структуры президента Саакашвили на государственном уровне поставили целью разорвать всякую связь с советским прошлым, на всех уровнях преодолеть это наследство. Для этого была поставлена задача построить демократию западного типа, "вернуться" в Европу и произвести как политическую, так и ментальную революцию в грузинском обществе. Власти при Саакашвили постарались искоренить все советские символы в государстве, "революция роз" стала символом рубежа "возрождения нации" и "начала исторической эпохи". Параллельно создавались символы против советской и российской оккупации.


Однако, как говорит ученый, после октябрьских выборов 2012 года, когда сменилась власть, стало проявляться, что грузинское общество не такое уж однородное в оценке прошлого, стало видно, что советское наследство все еще играет роль в грузинской политической и культурной реальности" (Новости-Грузия -http://beta.newsgeorgia.ru).

Оригинал