Неожиданно развернувшаяся под моим постом "Гонимые и гонители" дискуссия о том, может ли крестившийся еврей остаться евреем, на мой взгляд, стоит вынесения в отдельный пост. Сразу оговорюсь, что выскажу свою и только свою точку зрения, хотя знаю многих, разделяющих ее.

      Вопрос этот для меня вовсе не теоретический, а вполне себе практический, так как много лет я работаю с еврейскими организациями в России и не только.

     По моему убеждению еврейство - продукт личного выбора, мало или почти не зависящий от генов, а порой и от культурной среды, откуда вышел человек. Я наблюдаю всепобеждающее желание слиться с еврейским народом у людей, не имевших никаких корней генетического или иного свойства. Мой ответ таким людям : добро пожаловать!

    Что же происходит с людьми, добровольно избравшими иную религию? Сюжеты бывают самыми разнообразными. Но принцип подхода у меня тот же самый. Если человек не склонен порывать с традициями и историей своего народа, не считает свое христианство и традиции своих предков взаимоисключающими, я продолжаю считать такого человека евреем. 

      Проблема обычно вот в чем. Традиционные христианские деноминации, а православие в особенности,  с крайней степенью нетерпимости относится ко всему традиционно еврейскому. Редкий случай, чтобы человек, став православным, продолжал есть мацу на Песах или устраивать бар-мицву своему сыну. Пробным камнем является также отношение к Израилю: человек, ненавидящий его, говорящий о нем только плохое,  как например,Борис Дубнов, вряд ли может считаться евреем, равно как и человек, ненавидящий Россию - русским. Общее отношение православия к Израилю, отлично выразил однажды Володя Григорян: Б-г попустил.

   Но вот, например, мой друг, православный христианин Дмитрий Несанелис - вне всяких сомнений еврей.   Свой выбор  он выражает ясно и недвусмысленно и  закрывать перед ним двери еврейства было бы непростительной ошибкой.

  Замечательный персонаж Людмилы Улицкой - католический священник Даниил Штайн - безусловно  и однозначно  еврей. Ниоткуда он не выходил и никуда не пришел, а просто его большая еврейская душа легко вместила в добавление и иудаизму еще и христианство. И христианство это приближает неевреев к еврейству, а не наоборот. Примерно таким же мне видится и  отец Александр Мень.

       Прекрасные отношения сложились у меня и многих других еврейских активистов с протестантскими общинами.  Когда Володя Григорян рассуждает об общих ценностях, отраженных в Танахе, то с учетом реальной практики православия, позорных выходок Питирима, не получающих оценки в православном сообществе - все эти разговоры не более, чем звук пустой. А вот в любой или почти любой протестантской церкви,  еврей столкнется с действительно общим для нас пониманием многих вещей, а также с искренней симпатией и живым интересом.  И, строго говоря, никаким иным отношение  настоящего христианина к евреям и быть не может.

    Когда я узнаю, что  еврей и иудей  Стивен Спилберг стал крестным отцом детей своих  христианских друзей, просто во время обряда, он читал только книги Танаха, а не Нового завета, я радуюсь и за христиан и за евреев Америки. Формула диалога, если не сказать больше: взаимного признания и взаимной симпатии найдена.

      Что я, еврей и иудей думаю о христианстве?  Я полон симпатии к христианских странам, где христианское человеколюбие  стало реальной политикой. Я вижу это в Швейцарии , Скандинавии, Голландии ... протестантских странах.  

Двадцатый век расставил все точки над  "и".   Появление на карте мира Израиля обрушило миф о "новом Израиле" . То, чем стали в этом веке евреи, то чего они достигли, ясно показало: Завет нерушим, евреи  были и остаются народом б-жьим и только любовь и  признание ценностей Танаха открывает  для христианина ворота в Израиль. 

   Старый и единственный.