Сегодня исполнилось 180 лет со дня рождения Альфреда Бернхарда Нобеля.

 "Нобелевская премия".

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.        
                                                                                                                                                                                      

 

А 23 октября будет отмечаться  55 лет со дня присуждения Нобелевской премии по литературе Борису Леонидовичу Пастернаку за его роман "Доктор Живаго". Это первая Нобелевская премия, присужденная литератору из СССР!

Неординарная, казалось бы,  для небогатой подобными наградами страны дата  не находит отражения почти ни в одном календаре знаменательных дат в области литературы. Не упоминается и о том, что за своё поэтическое творчество Б.Л. Пастернак с 1946 по 1950 годы регулярно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе.  В  1958 году кандидатуру Пастернака предложил лауреат 1957 года Камю, и 23 октября Пастернак стал первым писателем из СССР, удостоенным этой награды и вторым, пишущим на русском языке, после И. Бунина.

Какую травлю устроили бедному лауреату власти страны и коллеги по цеху, известно. Но есть те, кто отказался принимать участие в этом позорном спектакле: Лавренёв, Леонов, Маршак, Твардовский, Шолохов, Эренбург.  Поэта поддержали и некоторые учёные-физики:академики Леонтович и Арцимович. На всю великую державу  нашлось несколько человек, которые не побоялись поддержать гонимого поэта.  В защиту поэта выступили такие известные люди, как Джавахарлал Неру, Альбер Камю. Очередной "гениальный вождь и верный ленинец" Н.С. Хрущёв не внял доводам разума. Не бросил старика в тюрьму, и то хоть ладно.

Многие задаются вопросом: что побудило объединиться и выступить единым фронтом против Пастернака  столь разношерстную писательскую организацию и партийных функционеров.  

Литератор Павел Пегов исследовал эту тему. Вот к каким выводам он пришёл.

В романе нет открытых антисоветских материалов. Но в нём есть такая мина под социалистический реализм, что его внутренним чутьём почувствовали наиболее ярые сторонники данного метода литературы. И, объединившись, написали письмо в партийные органы, которые, в свою очередь, тем же "пролетарским" чутьём поняли, что не антисоветская пропаганда ведётся со страниц этой книги, а идеологическое развенчание самой коммунистической идеи. И это было для власти тем более страшно, что сам автор, в силу отсутствия политических амбиций, не придавал этому значения, и, значит, озвучивал внутреннюю убеждённость в том, что коммунистическая идея, как таковая, и методы её осуществления - совершенно разные вещи. Страшнее этого для верхушки правящей партократии ничего нельзя было придумать. Отсюда и проистекала та звериная неистовая злоба, с которой обрушились на пожилого литератора всевозможные организаторы травли.

Преследования  поэта получили в народных воспоминаниях название: "Не читал, но осуждаю". Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта, подпитанные ксенофобскими выпадами.

Самое печальное в этой трагической истории, которая завершилась смертью Б.Л.Пастернака то, что он так и не понял до самой смерти, почему его книга была принята в штыки. Этому есть прямое свидетельство: его стихотворение.