В 1990-е гг. государство, ссылаясь на неудачный опыт борьбы с пьянством в эпоху горбачевской перестройки, предельно либерализировало рынок алкоголя. В нулевые годы началось медленное наступление на этот бизнес с двоякой целью: с одной стороны, для повышения доходов казны, а с другой - для изменения пагубных привычек россиян. Одним из ведущих направлений в борьбе за изменение культуры пития стало ограничение возможностей приобретения алкоголя: сворачивание числа магазинов, где он доступен, и времени продажи. До осени 2013 г. в Санкт-Петербурге действовал запрет на продажу алкоголя с 23 до 9 час. В 2013 г. в Санкт-Петербурге сделан очередной шаг в этом направлении: ограничение расширено на период с 22 до 11 час.

Я считаю, что культура пития алкоголя - объект тонкий, но для управления в определенной мере доступный. С одной стороны, резкие меры горбачевской эпохи - это репетиция шокотерапии, но в сфере культуры, что было неразумно. С другой стороны, постепенные и точно рассчитанные шаги могут менять культуру в режиме воды, которая точит камень. Создание неудобств позволяет играть на человеческой лени, которая в случаях, не связанных с сильными формами алкоголизма, стимулирует размышления о балансе удовольствий.

 

Самый забойный аргумент сторонников алкогольного либерализма состоит в том, что запреты на легальном рынке будут стимулировать нелегальный рынок. Мне кажется, что в этом случае сознательно или бессознательно путается медицинская и управленческая проблемы. У них совершенно разная основа. Эта логика совершенно верна для состоявшихся алкоголиков. При любых запретах они будут умудряться находить алкоголь. Их ничто не остановит. И на них можно махнуть рукой. Их проблема медицинская, а не управленческая. Их можно только лечить, а не переубеждать, создавая ограничения. Кроме того, спившиеся граждане перешли на суррогаты даже в условиях либеральных 90-х гг., когда алкоголь продавался круглые сутки на каждом шагу.

Достойный объект усилий по изменению культуры пития - только здоровые люди, пьющие и непьющие. И тут работа по созданию неудобств может быть эффективной. Например, в годы горбачевской антиалкогольной кампании были такие неудобства при покупке алкоголя, что за весь тот период я ни разу его не купил: для приобретения бутылки надо было стоять в огромных очередях. Лень и забота о времени начисто отбивали охоту пить.

 

Оригинал